chief_179

Categories:

Осадные батареи против Черноморского флота - уничтожение наплавного моста через Южную бухту.

  В своём предыдущем материале, посвященном Крымской войне, я рассказал о бое английской батареи и русских пароходо-фрегатов. Корабли довольно быстро вышли из под огня и всё ограничилось только относительно небольшими повреждениями пароходо-фрегата «Херсонес». Уничтожить русские корабли британской Маячной батарее не удалось. Однако в истории первой обороны Севастополя есть осадные батареи, которые смогли. Ниже, речь пойдёт о самой результативной, по количеству потопленных русских военных кораблей, осадной батарее. 

  Немного предыстории. Южная сторона Севастополя, которую собственно и осаждали союзники, разделена на две части (Городскую и Корабельную стороны), довольно протяженной Южной бухтой. Безопасное сообщение, этих сторон города по суше, стало после начала осады невозможным. В связи с этим, для обеспечения бесперебойного перемещения войск и грузов между частями крепости, по приказанию вице-адмирала В. А. Корнилова, 2 октября (14 октября)1854 г., силами Севастопольского порта, через Южную бухту была наведена переправа. Мост установили напротив спуска от флотских Лазаревских казарм. Понтонами для него, послужили корабли ЧФ и различные портовые плавсредства. Первоначально, для этой цели было использовано 5 бригов, 4 шхуны, 4 тендера, 3 транспорта и 2 шаланды.

  Осаждающие, безусловно, понимали важность этой переправы, однако, довольно долго она находилась вне зоны досягаемости их осадной артиллерии. К февралю 1855 г., осадные работы, которые французы вели против бастиона №4 и смежных с ним батарей, продвинулись вперёд на столько, что им удалось закрепиться на местности, откуда наконец появилась возможность обстрелять мост. 

  Квозведению осадной батареи, предназначенной именно для уничтожения наплавного моста через Южную бухту, французы приступили 8 февраля (20 февраля) 1855 г. Строительные работы велись под руководством капитана Schnéegans из 11 роты 6 артиллерийского полка и были закончены через шесть дней. Новая осадная батарея получила №35.

Так как батарея находилась довольно далеко от цели, по которой она должны была действовать (до моста было порядка 1800 м, довольно большая дистанция для гладкоствольных пушек), то для её вооружения выбрали крупнокалиберные орудия – 80-фунт. пушки-гаубицы (canons-obusiers de 80). Правда, было их всего два. Вооружение батареи было произведено в ночь с 16 (28 февраля) на 17 февраля (1 марта). 

  Несмотря на довольно быстрое завершение работ по возведению батареи, огонь она отрыла только через месяц, в рамках начавшейся 28 марта (9 апреля) второй бомбардировки Севастополя.  

  Командовал батареей №35 её строитель, капитан Schnéegans, а орудийная прислуга стояла из солдат его 11 роты. С целью повышения эффективности стрельбы, французы использовали бомбы с ударными взрывателями. Как уже упоминалась, батарея вступила в действие на рассвете 28 марта (9 апреля) и довольно быстро добилась полного успеха. Уже 2(14) апреля, осаждённые вынуждены были снять мост. По наблюдениям французских артиллеристов им удалось потопить две баржи и один бриг, служившие на переправе понтонами. Однако французы ошиблись в оценке результативности своей стрельбы, сильно преуменьшив свои достижения. На самом деле батарее, за столь короткий срок, удалось потопить 1 бриг, 1 шхуну, 3 транспорта и две портовые шаланды!

Наплавной мост, наведенный французскими инженерами после взятия города, на том же месте где был и русский мост. За мостом видны мачты кораблей потопленых осадной батареей №35.
Наплавной мост, наведенный французскими инженерами после взятия города, на том же месте где был и русский мост. За мостом видны мачты кораблей потопленых осадной батареей №35.

Вот список жертв:

  • Самым крупным кораблем, уничтоженным батареей №35,  стал потопленный 30 марта (11 апреля) 14-пушечный бриг «Птолемей». Корабль получил четыре подводные пробоины.
  • 16-пушечная шхуна «Смелая». Одна пробоина.
  • Транспорт Отдельного Кавказского корпуса «Лаба» (вместимость 260 т).
  • Транспорт «Кишинёв» (250 т.)
  • Транспорт «Лиман» (250 т.) Одна пробоина.
Положение потопленных кораблей.
Положение потопленных кораблей.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic