chief_179

Categories:

Корабельные потери британской Транспортной службы в период Крымской войны.

     Для обеспечения ведения боевых действий против Российской империи в 1854-56 гг., в удаленных от метрополии районах, Англии потребовалось очень большое количество транспортных судов. С целью обеспечения надёжности перевозок, большая часть из них, была сведена в организацию, получившею название Транспортной службы (Transport Service). Помимо непосредственно перевозки грузов и войск, суда Транспортной службы, выполняли в ходе Крымской войны, так же и функции вспомогательных кораблей при британском ВМФ, обслуживания места базирования и обеспечивая повседневную деятельности флота. Они служили судами снабжения при эскадрах, плавбазами, складами, плавучими госпиталями и буксирами.

Всего в период войны Транспортная служба задействовала около 300 различных парусных и паровых кораблей. Большинство из них являлись довольно большими для своего времени кораблями, вместимостью 600 и более тон. А некоторые транспортные суда, были очень крупными, и даже крупнейшими для своего времени, как например транспорты No.187 «Great Britain» – 3674 т., No.104 «Himalaya» – 3508 т., No.69 «Magdalena» – 2943 т. и т. д. 

Подавляющая часть кораблей была получена от различных частных судоходных компаний Великобритании, однако некоторые были зафрахтованы у судовладельцев из нейтральных государств, а также поступили от британского военно-морского флота. В частности, от последнего, в разное время Транспортная служба получила корабли HMS «Prince», HMS «Resolute» и HMS «Assistance», ставшие соответственно транспортами No.107, No.214 и No.215. При этом нельзя не упомянуть, что в ходе войны имелись примеры и обратной передачи кораблей из транспортной службы флоту. Так, транспорт No.45 «Medora» стал HMS «Medora», а No.243 «Baron von Humboldt» - HMS «Buffalo».

Чрезвычайно интенсивное использование кораблей во время войны, безусловно, не могло не привести к потерям. Всего, за период Крымской войны, Транспортная служба,  потеряла 25 судов (в том числе 4 парохода) общей вместимостью 23770 т., из которых, впоследствии 3 судна (3104 т.) были восстановлены. В основном транспорты гибли по навигационным причинам, т.е. в авариях и катастрофах, потери вследствие этого составили ровно 20 судов, ещё 4 сгорели и только у 1 корабля основной причиной гибели можно считать действия противника. 

Отдельно следует сказать, что ниже указанные, корабельные потери, относятся только к государственной Транспортной службе, однако, помимо этого, англичане использовали для транспортных перевозок и массу просто зафрактованных транспортных судов, которые естественно тоже несли потери. Например, во время знаменитой бури 14 ноября 1854  г. (здесь и далее, все даты даны по новому стилю), у Балаклавы разбились не принадлежащие Службе транспорты «Progress» и «Wanderer», а 5 мая 1855 г., там же, после столкновения с пакетботным пароходом HMS «Medina», пошёл ко дну барк «Agnes Blaire». Гибель этих, а так же других коммерческих транспортных судов, здесь разбираться не будет.

Пояснение к списку погибших кораблей.

В описании приводится: номер присвоенный кораблю Транспортной службой (этот номер наносился большими цифрами на борту корабля), его название, тип парусного вооружения (корабль, клипер, барк и т. д.), год постройки, материал из которого изготовлен корпус и вместимость в регистровых тоннах (последняя приводится по данным из документов Транспортной службы). В случае пароходов, указывается так же мощность энергетической установки. 

Транспорт No.92 «Europa». Корабль, 1851 г., тик и дуб, 841 т. 

Судно совершало переход из Плимута на Мальту. На его борту находились подразделения 6-го драгунского полка (6th Dragoons), включая полковой штаб. Всего 52 человека (среди них 2 женщины и 1 слуга) и 57 лошадей. Погиб транспорт в результате пожара вспыхнувшего на нём в ночь с 30 на 31 мая 1854 г. К этому моменту он находился на расстоянии примерно 200 миль от Плимута. Из числа пассажиров погибли 19 человек, в том числе и командира полка*. Остальные были спасены находящимися рядом судами - барком «Maranon of Dundee», бригом «Clementhe» и прусской шхуной «Kennett Kingsford».

*Необходимо отметить, что это была самая большая единовременная потеря 6-го драгунского полка за период Крымской войны. Например, в ходе сражения при Балаклаве, полк потерял убитыми всего 2 рядовых и 2 лошади, ещё 3 сержантов и 10 рядовых выбыли по ранению. А в катастрофе транспорта «Europa» сразу погибли 2 офицера, 4 сержанта, 12 рядовых и 57 лошадей.

Остов транспорта No.92 «Europa».
Остов транспорта No.92 «Europa».

Транспорт No.128 «Wynnstay». Корабль, 1853  г., лиственница, дуб, вяз, 527 т.

Корабль, имея на борту груз армейского имущества и 130 т. продовольствия, вышел 22 сентября 1854 г. из Дептфорта (Англия) в Константинополь. Судно совсем немного не дошло до пункта своего назначения. Попав в шторм, 13 ноября 1854 г., оно разбилось у Сан-Стефано (пригород Константинополя) в Мраморном море.

                            Жертвы бури 14 ноября 1854 г.

В отдельную группу стоит выделить транспортные суда, погибшие у побережья Крыма в результате знаменитой бури 14 ноября 1854 г. Всего в этот день потерпели крушение 16 кораблей из числа Транспортной службы, что составляет 64 % от всех потерь понесённых ей в годы войны. Интересно, что, несмотря на столь значительное количество одновременно погибших судов, материальные и людские потери оказались всё же относительно не велики, по причине того, что этому моменту, большинство кораблей, уже разгрузились и отстаивались в ожидании нового назначения.

                               Транспортные суда погибшие в устье р. Кача.

Транспорт No.1 «Pyrenees». Корабль, 1851 г., дерево, 832 т.

Груза не имел, ожидал нового назначения. Во время шторма транспорт столкнулся с пароходо-фрегатом HMS «Sampson», после чего сдрейфовал на берег. Вследствие сильных повреждений остов корабля сожжен экипажем 16 ноября 1854 г.

Транспорт No.20 «Ganges». Корабль, 1847 г., дерево, 770 т.

Груза не имел, ожидал нового назначения. Штормом судно выбросило на берег. Остов сожжён, вероятнее всего русскими войсками.

Транспорт No.37 «Rodsley». Корабль, 1851 г., дерево, 773 т.

Груза не имел, ожидал нового назначения. Штормом судно выбросило на берег. Остов сожжён, вероятнее всего русскими войсками.

Транспорт No.57 «Tyrone». Корабль, 1853 г., американская лиственница, красная сосна, 1197 т.

Груза не имел, ожидал нового назначения.

Транспорт No.89 «Lord Rаglan». Корабль, 1854 г., дерево, 756 т.

Груза не имел, ожидал нового назначения. Во время шторма, корабль, потерявший все мачты, выбросило на берег и он был зачислен в число погибших. Однако уже 16 ноября на борт судна высадилась команда. Осмотр показал, что транспорт всё же можно спасти. В результате корпус отбуксировали в Камышову бухту. Однако, из-за повреждений, Транспортной службой он больше не использовался и без дела простоял до 10 апреля 1855 г., когда его возвратили владельцу. Впоследствии полностью восстановлен.

                                     Транспортные суда погибшие у Евпатории.

Все погибшие здесь корабли выбросило штормом на берег.

Транспорт No.3 «Her Majesty». Корабль, 1854 г., дерево, 848 т. 

Груза не имел, ожидал нового назначения.

Транспорт No.53 «Asia». Корабль, 1849 г., дерево,  721т.

Груза не имел, ожидал нового назначения.

Транспорт No.55 «Glendalough». Корабль, 1853 г., дуб и тамарака, 1056 т.

Груза не имел, ожидал нового назначения.

Транспорт No.61 «Harbinger». Корабль, 1848 г., дерево, 750 т. 

Груза не имел, ожидал нового назначения.

Транспорт No.81 «Georgiana». Барк, 1851 г., дерево, 798 т. 

Груза не имел, ожидал нового назначения.

Транспорт No.35 «Culloden». Корабль, 1848  г., дерево, 726 т.

Это корабль тоже, можно с полным основанием, записать в число жертв урагана 14 ноября 1854 г., хотя он и был уничтожен только на следующий день. Во время шторма, транспорт сел на мель у д. Аирчи (ныне с. Витино) в 15 км восточнее Евпатории, на расстоянии около 500 м от берега. На борту находились боеприпасы (ядра и порох), подразделение турецкой кавалерии – 32 человека и 32 лошади, а так же экипаж из 31 человека. На следующий день, к месту посадки на мель, прибыл отряд русской армии с полевой артиллерией. После четырёх предупредительных выстрелов корабль спустил флаг и с него на берег начали свозить экипаж и пассажиров. Всего 15 ноября корабль успели покинуть 38 человек. Вскоре, в связи появлением неприятельского парохода, направившегося к транспорту, он был разрушен огнём четырёх орудий лёгко-конных №19 и №20 батарей. Оставшиеся на борту 25 турок были сняты на следующий день. Остов корабля сожжён казаками 17 ноября 1854 г. 

                 Транспортные суда погибшие на внешнем рейде Балаклавы.

Транспорт No.5 «Resolute». Корабль, 1851 г., дерево, 639 т.

Транспорт использовался в Балаклаве как плавучий склад (store-ship), на борту находились боеприпасы, принадлежащие британской Королевской артиллерии. Буквально накануне бури, по приказу командира порта, корабль был выведен буксиром из бухты на внешний рейд, где его и застал шторм. Из 32 членов экипажа, крушение судна пережили только 9 человек.

Транспорт No.5 «Resolute».
Транспорт No.5 «Resolute».

Транспорт No.40 «Kenilworth». Корабль, 1852 г., дерево, 623 т.

Перед штормом, корабль прибыл к Балаклаве из Евпатории, имея на борту 645 овец. 

Транспорт No.63 «Wild Wave». Клипер, 566 т.

Корабль использовался в Балаклаве британской интендантской службой как плавучий склад. На судне находилось продовольствие: 249984 фунт. галет, 11200 фунт. кофе и 3217 гал. рома. Подобно транспорту No.5 «Resolute», по приказу командира порта, этот корабль, перед штормом, так же был выведен буксиром из Балаклавской бухты на внешний рейд, что и предопределило его последующую гибель. Из экипажа в крушении уцелел только 1 человек.

Гибель транспорта No.63 «Wild Wave».
Гибель транспорта No.63 «Wild Wave».

Транспорт No.82 «Rip Van Winkle» (США). Клипер, 1851 г. 1207 т.

Перед бурей прибыл на внешний рейд Балаклавы из Евпатории, с грузом крупного рогатого скота (157 голов). 

No.107 «Prince». Винтовой пароход, 300 л. с., 1854 г., железо, 2691 т.

С грузом военного имущества (в основном обмундирование) и двумя пехотными ротами прибыл в Балаклаву 8 ноября 1854 г., после высадки войск, корабль вышел на внешний рейд, где его и застала буря. Из команды уцелело только 6 человек.

Транспорт No.107 «Prince».
Транспорт No.107 «Prince».

                                                                 * * *

Транспорт No.119 «Hempsyke», Корабль, 1850 г., дерево, 683 т., 

В конце 1854 г., судно, приняв 457 т. провианта для британского флота, совершило переход по маршруту Дептфорт (Англия) – Мальта – Константинополь. В пункт назначения, транспорт благополучно прибыл 15 декабря. Однако вскоре, 26 декабря 1854 г., корабль погиб в заливе Золотой рог (Константинополь), вследствие вспыхнувшего на нём пожара.

Транспорт No.14 «Arnotdale». Корабль, 1854 г., дерево, 833 т.

Судно, возвращающиеся в Англию, 14 января 1855 г., потерпело крушение, в проливе Босфор.

Транспорт No.129 «Mauritius». Винтовой пароход, 300 л. с., 1852 г., железо, 1800 т.

14 февраля 1855 г., пароход встал для ремонта в док в Саутгемптоне (Англия), а уже 15 февраля 1855 г. на нём вспыхнул пожар, по результату которого корабль посчитали полностью уничтоженным. Остов корабля был продан на слом. Однако, как оказалось в дальнейшем, его железный корпус пострадал не сильно и в результате, уже в 1856 г., транспорт был восстановлен. Находился в эксплуатации до своей гибели в 1892 г.

Пожар на транспорте No.129 «Mauritius».
Пожар на транспорте No.129 «Mauritius».

Транспорт No.191 «Croesus». Винтовой пароход, 400 л. с., 1853 г., железо, 1897 т.

Входил в число кораблей выделенных для перевозки в Крым войск Сардинского королевства. На транспорт были приняты 37 офицеров и 200 солдат, груз боеприпасов, а так же 25 мулов. 24 апреля 1855 г., практически сразу после того как судно вышло из Генуи, на нём вспыхнул пожар. Взять его под контроль не удалось и корабль выбросился на берег в бухте Сан-Фруттуозо где полностью выгорел. Большая часть пассажиров спаслась, но 6 солдат и 1 моряк погибли.

Интересно, что пароходы «Mauritius» и «Croesus», принадлежали одной фирме – «General Screw Steam Shipping Company» и она в течение всего двух месяцев 1855 г. потеряла сразу три крупных парохода. Кроме упомянутой выше пары, в марте погиб ещё и винтовой пароход «Natal», зафрахтованный французским правительством для перевозки войск. Корабль разбился около Кадиса (Испания).

Остов транспорта No.191 «Croesus» в бухте Сан-Фруттуозо.
Остов транспорта No.191 «Croesus» в бухте Сан-Фруттуозо.

Транспорт No.121 «Cottingham». Винтовой пароход, 140 л. с., барк, 1854 г. железо, 775 т.

Пароход, следовавший в Англию, имея на борту 111 больных, а так же 12 других пассажиров, вечером 8 августа 1855 г., в густом тумане налетел на камни юго-западнее шведского о. Готланд (Балтийское море). Благодаря слаженным действиям команды, всех находящихся на корабле удалось спасти. После чего само судно было оставлено экипажем и зачислено в погибшие. Тем не менее, уже в 1856 г. пароход подняли и после ремонта, он снова был ввёдён в строй и продолжил эксплуатироваться, правда, уже под новыми названиями - «Prins Oscar» (с 1857 г.) и «Prince Alfred» (с 1858 г.). 

Транспорт No.80 «Canterbury». Корабль, 1851 г., кедр и тик, 789 т.

Судно совершало переход с о. Корфу (Средиземное море) в Великобританию, имея на борту 65 больных солдат, а так же 49 женщин и 68 детей. Ночью с 4 на 5 сентября 1855 г., следуя в условиях плохой видимости, транспорт налетел на скалы у побережья Португалии. Жертв среди экипажа и пассажиров не было, всех удалось благополучно высадить на берег.

Транспорт No.98 «Talavera». Корабль, 1850 г., дерево, 916 т.

16 декабря 1855 г. Корабль в шторм потерпел крушение у восточного побережья о. Мармара в Мраморном море. Экипаж был спасён паровым шлюпом HMS «Oberon».


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic