chief_179

Categories:

неприятель роет на стрелке … глубокий канал в Сиваш что бы впустить в последний воды Азовского моря.

  Сегодня расскажу ещё об одном интересном эпизоде Крымской войны, на этот раз относящемуся к боям на Азовском море.

  Шагавшая по планете промышленная революция, в середине XIX века достигла своего пика. Мир стремительно менялся. На глазах буквально 1-2 поколений привычные парусники сменились железными пароходами, по железным дорогам побежали поезда, появился телеграф, стремительно множились заводы и фабрики. Различные технические новинки появились постоянно. И Великобритания, один из основных наших противников в Крымской войне, была на самом острие этой революции. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что русское командование, постоянно ожидало от противника, применения в боевых действиях, каких-то очередных достижений научной мысли. 

  В качестве иллюстрации этого, можно приведу выдержки из донесений командования Генического отряда. Это соединение, было создано в мае 1855 г., для защиты идущего через Сиваш стратегически важного Чонгарского моста (к тому времени одного из двух путей по которым снабжалась все русские войска в Крыму), от возможных десантов неприятеля со стороны Азовского моря. 

Для понимания карта зоны боевых действий.
Для понимания карта зоны боевых действий.

  Летом 1855 г. в войсках, занимавших западное побережье Азовского моря, распространился слух, что англичане якобы доставили большую паровую машину, с помощью которой они планируют прокопать канал через Арабатскую стрелку (узкая песчаная коса отделяющая Азовское море от Сиваша) и проплыть на пароходах прямо к Чонгарскому мосту. Ширящиеся об этом толки, вынудили командовавшего Геническим отрядом князя Лобанова-Ростовского даже писать в штаб Южно армии «объяснительную»:  

«…Многие часто говорили мне что неприятель роет на стрелке против Шкеллы (станция на почтовом тракте проходящем по Арабатской стрелке) глубокий канал в Сиваш что бы впустить в последний воды Азовского моря, и таким образом углубить его для плавания всех судов. Полковник Барахович (командир команды азовских казаков состоящей при Южной армии, в описываемый период был командирован из отряда войск в восточной части Крыма находящихся в Генический отряд) мне передал те же самое основанное на каком то известии. Первым условием для успеха подобного предприятия есть что бы уровень Азовского моря был выше уровня Сиваша; но простое физическое явление которое ежеминутно проходит перед нашими глазами и которое не могло ускользнуть от внимания неприятеля доказывает противное. Единственное соединение Сиваша с Азовским морем есть пролив Генический. Воды в нем возвышаются и понижаются смотря по ветру с моря или Сиваша; но в тихую погоду пролив имеет свое течение и довольно быстрое, и это течение идет не из Азовского моря в Сиваш но обратно из Сиваша в Азовское море; след. Уровень Сиваша выше уровня Азовского моря в которое он медленно но постоянно выливает свои воды. От этого периодическое обмеление Сиваша который суживается все более и более иловатым своим грунтом выходящим из воды в виде мысов, кос и полуостровов; оттого карта Сиваша составленная 30 лет тому назад совершенно теперь не верна; земли уже образовались там где она показывает воду. Если бы неприятель совершил это безумное предприятие вышло бы противное его ожиданиям. Сиваш стал бы скорее выливаться в Азовское море и мелел бы все более и более…».

  Однако, несмотря на это, судя по документам, слухи о чудо паровой машине продолжили жить своей жизнью. В частности, в сводке от 12 июля 1855 г., отправленной в штаб Южной армии новым командиром Генического отряда генерал-лейтенантом Рыжовым, она появляется вновь: 

«…С рассветом 12-го числа, со всех сторон начали появляться неприятельские суда и к 11 часам утра эскадра в числе 11 вымпелов стояла на якоре в 1½ версты от пристани; сторожевое судно по сигналу дало несколько выстрелов в местечко и снявшись с якоря приблизилось к общей группе.- В числе вновь пришедших судов замечено 9 пароходов, 1-на канонерская лодка и 1 большое парусное судно, на котором находится какая то огромная машина; в продолжении целого дня заметно было на эскадре большое движение, но неприязненных действий флотилия до сих пор еще не обнаружила.».

  В первых числах августа 1855 г., предположение об использовании противником каналокапательной машины, даже вызывает серию ответных мер, в виде перемещения войск. Из рапорта генерал-майора Вагнера 1-го (сменил генерала Рыжова на посту командира отряда):

«…Азовского казачьего войска хорунжий Засорин, возвратившийся сегодня (6 августа) с Чонгарского моста, куда он ездил на баркасе с Командующим отрядом, доложил, что при проходе из залива Чонгарского Сиваша в самый Чонгарский Сиваш, он заметил белый дым и добровольно вызвался поехать туда на шлюпке, узнать что там происходит, ибо в том месте нет жилищ и никаких материалов, которые бы могли гореть, а по сему предполагать должно, что неприятель очищает мель там находящуюся машиною. Вообще в предположении, что неприятель желает перевести через стрелку лодки свои и сделать нападение на Чонгарский мост Командированы туда еще 2 полевых орудия 12 фунтового калибра, взвод резервного Могилевского пехотного полка и рота дружины…

8-о ночью возвратились хорунжий Засорин и казачий разъезд с Стрелки; оба донесли что ни чего … не замечали, кажется пароходы наливались только водою, и зажигают то, что еще не было сожжено. В виду Геническа на рейде стоят прежние 22 парохода и батареи,- Предписано двум 12 фунтовым орудиям и третьему взводу Могилевского резервного батальона возвратится в Генический лагерь, рота дружины оставлена там».

  Думаю, излишне будет говорить, что перекапывать Арабатскую союзники не планировали. И данный эпизод можно рассматривать как забавный курьёз. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic