chief_179

Categories:

Об азовских баркасах в устье р. Кубань.

  О случайной находке информации о боевых судах Черноморского казачьего Войска периода Крымской войны, я уже писал в своём блоге. Желающие могут почитать это здесь. Однако, как оказалось в устье р. Кубань (в описываемый период она впадала в Бугазский лиман), действовали не только они. Очередные находке в архивах показали, что летом 1855 г., в лимане находилось ещё и подразделение Азовского казачьего Войска располагавшее четырьмя баркасами. Что, опять же, обнаружилось случайно, в результате сбора материалов о гребной флотилии находившейся на Сиваше, основу которой составляли  люди и суда от Азовского Войска.

12-вёсельный азовский баркас. Вооружение один 3-фунт. фальконет. Эти баркасы, представляли собой небольшие, но обладающие хорошей мореходностью и вооружённые артиллерией, военные гребные суда, созданные специально для службы на Черноморской береговой линии. Предназначались для перехвата кораблей контрабандистов и поддержания сообщения между укреплениями этой линии. Строились они с 1837 г. Первые серии баркасов изготовлялись в Одессе и Николаеве, а с 1845 г. их выпуск в основном сосредоточился в Редут-Кале. Для службы на них было назначено Азовское казачье Войско, откуда собственно и происходит название этих специализированных судов – «азовские баркасы».
12-вёсельный азовский баркас. Вооружение один 3-фунт. фальконет. Эти баркасы, представляли собой небольшие, но обладающие хорошей мореходностью и вооружённые артиллерией, военные гребные суда, созданные специально для службы на Черноморской береговой линии. Предназначались для перехвата кораблей контрабандистов и поддержания сообщения между укреплениями этой линии. Строились они с 1837 г. Первые серии баркасов изготовлялись в Одессе и Николаеве, а с 1845 г. их выпуск в основном сосредоточился в Редут-Кале. Для службы на них было назначено Азовское казачье Войско, откуда собственно и происходит название этих специализированных судов – «азовские баркасы».

Как в Бугазский лиман попали азовские баркасы, я пока сказать точно не могу, но на этот счёт есть некоторые предположения. Найденные сведения из разных архивов отрывочны, тем не менее, они вроде бы складываются в общую картину. Итак, начать можно с доклада Морского Дежурства Черноморской береговой линии от 9 июля 1854 г., согласно ему «две лодки находятся в Тамани и Анапе, на коих числительность людей следующая: 1 штаб-офицер, 1 обер-офицер, 2 урядника и 36 казаков». Я предполагал, что две эти лодки усилили команду Азовского Войска находящеюся в Керченском проливе, но сейчас, в свете новой информации, думаю, что на Тамани они и остались, т. е. это два из четырёх баркасов, действовавших в лимане в 1855 г. А в Керчь ушли баркасы учебной команды Войска. Впрочем, это только предположение, требующие подтверждения. 

  Следующие два азовских баркаса появились на Тамани в мае 1855 г. 12 мая, флот союзников начал вторжение в зону Керченского пролива. В тот же день, команды казаков полковника Я. Ф. Бароховича, входившие в керченский Отряд черноморских и кавказских судов, стали покидать пролив и уходить в Азовское море. 7 баркасов, двумя группами ушли к м. Казантип, а ещё одна группа с 2 баркасами (в том числе 3 из 4 офицеров бывших в распоряжении Бараховича) отошли на восточный берег Керченского пролива, к береговой батарее на косе Чушка. Там, по распоряжению местного военного начальника, командира Черноморского пешего казачьего №1 батальона, они приняли различное эвакуируемое с батареи имущество, которое им было приказано доставить в станицу Темрюкскую. Что они благополучно и сделали. Собственно, вероятно эти баркасы, в конце концов, и оказались в Бугазском лимане, спустившись на юг по р. Кубань. Во всяком случае, спасшиеся из Керчи азовцы, ещё как минимум более двух месяцев, находились на Тамани. Строевой рапорт команд Азовских казаков полковника Я. Ф. Бароховича, сообщает, что на 1 августа (более поздними данными я не располагаю), от его подразделения в с. Темрюк находится 2 обер-офицера, 5 урядников и 21 казак.

  Такой вот, как мне представляется, интересный эпизод, из практически не известной истории отечественного «малого» флота времён Крымской войны. Может, кого заинтересует.

  Кстати, в материале Уничтожение Джемитейского укрепления, я уже описывал один из боевых эпизодов Крымской войны, связанный с Бугазским лиманом.  

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic