chief_179

Categories:

Гибель английской бригантины «Howard» в Синопском сражении.

   Продолжая тему потерь кораблей союзников в Крымской войне.

 18 (30) ноября 1853 г. на рейде турецкого города Синоп, произошло сражение, в ходе которого, русский флот полностью уничтожил стоящую там турецкую эскадру. Мало кому известно, но, среди массы пошедших ко дну и сгоревших, в этот день, турецких кораблей, затесалось и одно английское торговое судно. 

  Этим британским судном являлась небольшая бригантина «Howard». Вместимость 221 т., постройки 1847 г., порт приписки Бидефорд. Корабль принадлежал кампании «Howard&Co».

  Как же получилось, что «Howard» оказался в Синопе в момент атаки его русским флотом? 

  Бригантина была зафрахтована фирмой «Austrian Lloyd's Steam Navigation Company» для перевозки угля из Ливерпуля в Константинополь. По прибытии в пункт назначения, агент компании, перенаправил судно вместе с грузом в Синоп, куда оно благополучно добралось 1(13) ноября 1853 г. Здесь следует отметить, что к этому моменту, между Турцией и Россией, уже почти как месяц шла война (официально объявлена Турцией (4)16 октября 1853 г.) и Чёрное море стало театром военных действий. Не знать этого, капитан бригантины Томас Тавернер (Tomas Taverner), конечно не мог и соответственно, направившись в турецкий Синоп, он сознательно подверг свой корабль военным рискам. Как бы то ни было, разгрузив уголь, команда «Howard» приступила к погрузке балласта (в предыдущем рейсе его роль играл уголь) и нового груза. Теперь кораблю предстояло доставить кукурузу (по другим данным зерно) в турецкий порт Фатсах (современный Фатса). Выход был запланирован на 10 (22) ноября. Однако в эти планы вмешался русский флот.

  8 (20) ноября перед Синопом появилась русская эскадра под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова, которая обнаружив там скопление турецких военных кораблей, приступила к блокаде порта. В сложившихся условиях, когда русские корабли крейсировали прямо перед портом, капитан Тавернер, вероятно не решился покинуть Синоп. В результате, это привело к тому, что всего через девять дней, его небольшой торговый корабль оказался в эпицентре генерального сражения двух флотов.

  Обстоятельства гибели бригантины «Howard», её капитан изложил в письме, опубликованном в английской прессе. Из него следовало, что, уже вскоре после начала боя, корабль получил множественные попадания с русских линейных кораблей. Через какое-то время на уже полуразрушенный транспорт навалился один из дрейфующих турецких фрегатов. По словам капитана, сотня турецких матросов перепрыгнула с горящего фрегата на палубу бригантины. Турки перерубили якорный канат бригантины и дальше, сцепившиеся корабли, дрейфовали вместе. Продолжалось это не очень долго. Огонь на фрегате достиг крюйт-камеры, взрыв которой и уничтожил оба корабля. 

  Команде «Howard» удалось достичь берега, где они были немедленно ограблены турками. Уцелевшие члены экипажа (а в ходе всех этих событий пропало без вести два человека), укрылись в австрийском консульстве. 25 ноября (6 декабря) 1853 г. их вывезли в Константинополь на борту пароходо-фрегата HMS «Retribution».

  Интересно, что в известных автору русских документах времён блокады Синопа (за 8-17(20-29)ноября), а так же синхронных дате сражения (шканечных журналах кораблей и рапорте Нахимова о прошедшем бое), о наличие судна, какого либо нейтрального государства, не сообщается. По всей видимости, стоящую за линей турецких фрегатов, английскую бригантину попросту не заметили. Упоминания о ней появляется, уже после опроса пленных турок, которые почему-то, обозначили «Howard» как «ионическую шхуну», т. е. как принадлежащею не Великобритании, а Ионической республике, небольшому островному государству, на западе Греции, находящемуся под британским протекторатом.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic