chief_179

Categories:

О судьбе шхуны Черноморского флота «Гонец».

  После пары материалов посвящённых второй обороне Севастополя, вернусь к более любимым темам - Крымской войне и парусным кораблям. Сегодня расскажу о том, как закончила своё существование шхуна Черноморского флот «Гонец». Это будет уже второй пост в моём блоге, посвященный судьбам кораблей русского флота, находившимся в период Крымской войны в Керченском проливе и Азовском море (так получилось, что мой интерес в последние несколько лет сосредоточился именно на боевых действиях в этом медвежьем углу). В предыдущем материале речь шла О судьбе лоц-судна «Астролябия».

Шхуна «Ласточка», принадлежавшая той же серии шхун, что и «Гонец»:

  В начале пара слов непосредственно о герое повествования. Шхуна «Гонец» (головная в серии из пяти кораблей) была построена в Николаеве, корабельным мастером капитаном Карачуриным. Заложена 12 сентября 1834 г., спущена на воду 12 мая 1835 г.

  Размерения: дина по гон-деку - 99 ф. 3 д.; по килю - 87 ф. 5 д.; ширина без обшивки у брейтлейна - 25 ф. 6 д.; глубина от киля до верхней кромки гондек-бимса - 13 ф. 1 д.; осадка в полном грузу ахтерштевнем  - 14 ф. 3 д.; осадка в полном грузу форштевнем - 9 ф. 6 д.

  Вооружение на 1853 г. – 2 3-фунт. чугунные пушки, 14 18-фунт. чугунных карронад, 1 1-фунт. чугунный фальконет.

  К началу Крымской войны, по причине почтенного возраста, корабль не находился в активной службе, а занимал бранвахтеный пост в Керчи. О том же, что стало с «Гонцом» после 1853 г., сведения в открытых источниках разнятся. 

  Известный справочник Веселаго Ф. Ф. «Список русских военных судов с 1668 по 1860 год» (Санкт-Петербург, 1872), о дальнейшей её судьбе сообщает следующее: «Затоплена в Севастополе в 1855 г.». Вслед за Веселаго, информацию о том, что «Гонец» в 1855 г. затоплен в Севастополе, повторяют и современные справочники Чернышова и Широкорада. 

  Однако, есть и другие сведения. В частности, в III томе «Истории Крымской войны и обороны Севастополя» (Санкт-Петербург, 1900) Дубровина Н. Ф. сообщается, что при создании в Керченском проливе преграды из затопленных кораблей на дно пошло 35 коммерческих судов и 5 казенных, в том числе и шхуна «Гонец».

  Теперь, на основе архивным материалов расскажу, что же стало со шхуной в действительности. 

  Кампанию 1853 г. шхуна «Гонец» завершила занимая бранвахтенный пост в Керчи, где и осталась зимовать. С началом компании 1854  г., корабль под командованием капитан-лейтенанта Коломотьяно, снова приступил обязанностям керченской брандвахты. Привычная служба продолжалось до лета, когда старый корабль реши использовать для заграждения Керченского пролива. Причём «Гонец» избежал участи транспортов Черноморской береговой линии (четырёх из пяти казенных судов о которых говорит Дубровин), которых действительно, в период с 9 по 12 мая, затопили в проливе, ему была уготовлена несколько иная служба. По приказанию командующего черноморскими и кавказскими судами в Керчи от 4 июня 1854  г. за №290 шхуна была: «… разоружена, приведена в состояние могущее заменить бон и поставлена у ворот бона в Керченсом проходе…». Там, бывшая шхуна, которая, судя по всему, использовалась для закрывания прохода в боновом заграждения, простояла вплоть до того как затонула во время шторма 28 сентября 1854 г. 

  Думаю здесь будет уместно сказать несколько слов и самом боновом заграждении, элементом которого стала шхуна «Гонец». Это однорядное заграждение перегораживало Керченский пролив и состояло из цепочки, поставленных на якоря, небольших плотов (по три бревна каждый). Создание преграды было завершено в июле 1854 г., но уже упоминавшемся штормом 28 сентября 1854 г., оно было разрушено. Затонувший корабль (судя по всему это был герой нашего повествования) разорвал бон и в результате чего, его отнесло на значительное расстояние. После шторма преграду решили не восстанавливать, а выловленные брёвна использовали на фортификационных работах.

  Таким образом, на основе архивных документов, финал шхуны «Гонец» представляется следующим образом:  до лета 1854 г. брандвахта в Керчи, с июля 1854 г. переоборудована в элемент бона, затонула в Керченском проливе во время шторма 28 сентября 1854 г.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic