chief_179

Categories:

Французская осадная батарея в Ушаковой балке.

  Возвращаясь к любимой рубрике «Картинки времён Крымской войны». Сегодня у нас одна из французских осадных батарей. Данная батарея интересна не только тем, что она французская (а они, в сравнении с английскими, очень редко попадали в объективы фотографов), но и тем, что это одна из немногих осадных батарей построенных противником уже после захвата им Южной стороны Севастополя. После отхода русских войск с Южной стороны, боевые действия в Севастополе совсем не закончились. Противоборствующие стороны активно перестреливались через бухту. Как раз об одной из батарей возведенной для этой цели и пойдёт речь.

Вот собственно сам снимок:

  Это осадная батарея №2. Построена она в период с 11 по 20 сентября 1855  г. (все даты по новому стилю). Строитель – капитан артиллерии de Fayolle, который ей впоследствии и командовал. Позиция батареи находилась в устье Ушаковой балки, у правой оконечности проходящего там акведука (его арки как раз хорошо видно на фото). 

  Вооружение её состояло из двух флотских 32-см сидячих мортир и одной 32-см осадной мортиры. Главной целью дальнобойных морских мортир являлось Северное укрепление («Fort du Nord»). Единственная же на батарее осадная мортира главной цели не имела, а вела огонь по различным объектам, находящимся в зоне её досягаемости.  

  Огонь батарея открыла 15 сентября, т. е. ещё до полного завершения постройки. Последний же раз она стреляла 26 октября. За этот относительно небольшой период времени, батарея успела выпустить 1650 бомб. 

  Несмотря на прекращения огня, батарея оставалось вооружённой вплоть до наступления мира и была упразднена только 30 марта 1856 г. 

  Потери личного состава батареи от огня русской артиллерии за всё время её постройки и эксплуатации, составили всего 4 человека. Впрочем, думаю и успехи артиллеристов батареи №2 были не особо велики, так как с 6 сентября по 5 ноября 1855 г., в результате действия всех осадных батарей, русской стороной было потерянно всего 5 нижних чинов убитыми, а так же 110 ранеными и контуженными.

Вот как выглядела флотская 32-см мортира:

  На чертеже показан вариант установки её на кораблях, а на снимке же батареи мы видим сухопутную версию. Причём с этой самой установкой было не всё так просто. Если осадная мортира использовала простую настильную платформу (по сути, это настил из досок по толстым лагам), то морская мортира, стреляющая большим зарядом пороха (до 4 кг) потребовала строительства довольно серьёзного основания. В описании батареи №2, говорится, что для его устройства был выкопан котлован, имевший в плане вид квадрата со стороной 2,5 м, и глубиной 44 см, куда были уложены два ряда балок. И только поверх этого была собрана платформа из 22 см. бруса. Тем не менее, даже такое основание не выдерживало интенсивной стрельбы и несколько раз переделывалось, так как сила отдачи вырывала железные скрепления платформы.

И в завершении чертёж 32-см осадной мортиры:


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic