chief_179

Categories:

Об артиллерийском вооружении англо-турецких редутов в сражении при Балаклаве 25 октября 1854 г.

     В 2016 г. в военно-историческом журнале MilitaryКрым №2(27) вышла моя статья «К вопросу об артиллерийском вооружении англо-турецких редутов в сражении при Балаклаве 25 октября 1854 г.». При публикации материала, вследствие очень маленького размера иллюстраций и не очень качественной печати, картинки в статье получились совершенно нечитаемыми. Постараюсь здесь исправить это досадное упущение, да и добавить немного нового.

  Коротко о содержании статьи. 

  После того как небольшой город Балаклава (город захвачен неприятелем 14 сентября 1854 г., после непродолжительного боя), был выбран британской армией для размещения своей главной операционной базы в Крыму, англичане естественно сразу начали постройку укреплений, предназначенных для её защиты. Первая, группа укреплений т. н. «внутренняя линия» прикрывала непосредственно город и порт, большинство её сооружения находились сразу у городских окраин. Помимо работ на «внутренней» линии, по отданному, 7 октября 1854 г., распоряжению английского главнокомандующего лорда Реглана, началось строительство дополнительного оборонительного рубежа. Новая, «внешняя» линия укреплений, была вынесена от Балаклавы уже на 3-3,5 км и состояла из цепочки редутов, венчавших гряду высот протянувшихся на северо-запад от д. Камары к слонам Сапун-горы. Всего к началу Балаклавского сражения на внешней линии укреплений имелось четыре редута законченной постройки (№1, №2, №3, №4) и ещё два редута (№5 и №6) находились в стадии возведения. Все четыре завершённых укрепления, хоть и были заняты турецкими войсками, получили артиллерийское вооружение, переданное английской армией. В недостроенных сооружениях артиллерия отсутствовала.

  На рассвете 25 октября 1854 г. русская полевая артиллерия открыла огонь по редутам №1 и №2, после чего редут №1 был атакован и после кровопролитного штурма взят войсками под командованием генерал-майора К. Р. Семякина. После его падения русские войска последовательно атаковали и захватили редуты №2, №3 и №4. Таким образом, все достроенные ко дню сражения оборонительные сооружения внешних Балаклавских укреплений и соответственно вся находившаяся в них артиллерия, оказалась в руках русской армии. Ввиду близости к основным силам союзников редуты №3 и №4 вскоре были оставлены русскими войсками. Пушки с редутов №1, №2 и №3 удалось вывести в качестве трофеев, а орудия редута №4, после того как их привели в негодность сбросили в ров укрепления.

  Свыше приведёнными фактами, согласны большинство авторов описывающих Балаклавское сражение, а вот в вопросе о количестве и типе орудий находившихся на редутах 25 октября 1854 г. имеются большие разногласия. Диапазон мнений, как не странно, довольно велик. Например, оценивая количество, называют цифры от семи, до шестнадцати орудий. 

  В статье, опираясь на английские и русские документы, как мне кажется, удалось показать сколько было орудий, откуда они поступили и сколько из них было потеряно. Можно утверждать, что на редутах в день сражения всего находилось десять 12-фунт. чугунных пушек, переданных из английского осадного парка. А так же с высокой степенью достоверности показать и распределение орудий по редутам по состоянию на 25 октября 1854 г.: 


  • Редут №1 – 3 12-фунт. пушки
  • Редут №2 – 2 12-фунт. пушки
  • Редут №3 – 2 12-фунт. пушки
  • Редут №4 – 3 12-фунт. пушки.

Трофеями русской армии стали семь орудий, а три других, до самого конца осады пролежали в английском артиллерийском депо в Балаклаве.

  Благодаря найденным в РГАВМФ документам, удалось так же, проследить послевоенную судьбу трофейных пушек.

  После окончания боевых действий, все семь трофейных орудий поступили на хранение в Севастопольскую крепостную артиллерию, где и ржавели до 1860 г. Причём ржавели в буквальном смысле слова. В описании состояния трофейных английских орудий сказано следующее: «орудия эти годны к употреблению, только покрыты ржавчиной». 

Крутой поворот в судьбе орудий произошел в самом начале 1860 г. Было принято решение установить трофейные пушки на Братском кладбище на Северной стороне. Вот, в частности, что говорится по этому поводу в отношении Главного командира Николаевского порта к начальнику артиллерийской части в Николаеве от 7 мая (по ст. стилю) 1860 г.: «Его Императорское Высочество Генерал-фельдцейхмейстер предоставил Государю Императору записку о тех 8-ми (восьмым орудием была французская горная гаубица) иностранных орудиях, состоящих в складах Севастопольской и Херсонской крепостной Артиллерии, которые по достоверным сведениям взяты с боя у неприятеля при обороне Севастополя в 1854 и 1855 годах.

Его Императорское Величество Высочайше повелеть соизволил: хранить упомянутые восемь иностранных орудий как трофеи и поставить на Северной стороне Севастополя у кладбища вновь сооружаемой церкви Св. Чудотворца Николая». Во исполнение монаршей воли, трофейные английские пушки были переданы из Военно-сухопутного ведомства в Морское ведомство, так как Братское кладбище и строящийся там Свято-Никольский храм находились в ведение моряков и по завершению строительства орудия были установлены у храма. Там они простояли минимум до 1917 г. Благодаря этому мы имеем несколько снимков этих пушек, пускай и не очень хорошего качества.

Теперь собственно иллюстрации:

Парусный транспортный корабль «Gertrude». Рисунок из газеты «The Illustrated London News» за 1862 г. В то время корабль занимался перевозкой иммигрантов в Австралию. В годы Крымской войны, парусник был зафрактован британским правительством и использовался для военных перевозок как транспорт №54. Именно на его борту в Крым были доставлены пушки, которые впоследствии составили вооружение редутов внешней Балаклавской линии укреплений. В статье, при редактуре, по какой-то причине изменилась вместимость этого крупного транспорта со 1361 т. на 136 т.
Парусный транспортный корабль «Gertrude». Рисунок из газеты «The Illustrated London News» за 1862 г. В то время корабль занимался перевозкой иммигрантов в Австралию. В годы Крымской войны, парусник был зафрактован британским правительством и использовался для военных перевозок как транспорт №54. Именно на его борту в Крым были доставлены пушки, которые впоследствии составили вооружение редутов внешней Балаклавской линии укреплений. В статье, при редактуре, по какой-то причине изменилась вместимость этого крупного транспорта со 1361 т. на 136 т.
Трофейные английские пушки у Свято-Никольского храма. «Виды полей сражений Крымской кампании 1854 - 1855гг.». Типография Экспедиции заготовления государственных бумаг. С-Петербург, 1904. Л. 112.
Трофейные английские пушки у Свято-Никольского храма. «Виды полей сражений Крымской кампании 1854 - 1855гг.». Типография Экспедиции заготовления государственных бумаг. С-Петербург, 1904. Л. 112.
Группа юнкеров Александровского военного училища у трофейных английских пушек, во время посещения Братского кладбища в Севастополе. Начало XX века. Фото с сайта photo-war.com/ru/. В настоящее время, это, пожалуй, самая лучшая, из известных, фотография с трофейными английскими пушками.
Группа юнкеров Александровского военного училища у трофейных английских пушек, во время посещения Братского кладбища в Севастополе. Начало XX века. Фото с сайта photo-war.com/ru/. В настоящее время, это, пожалуй, самая лучшая, из известных, фотография с трофейными английскими пушками.
Более крупный фрагмент предыдущей фотографии.
Более крупный фрагмент предыдущей фотографии.

    За время, пошедшее с момента публикации, с высокой степенью вероятности (изображение всё же очень плохое), удалось установить, какой именно лафет виден на снимке. Как не странно, но это не штатный двустанинный лафет, применявшийся в английской осадной артиллерии для 12-фунтовых чугунных пушек, а однобрусный лафет служивший для 32-фунт. гаубиц. Такой вод гибрид. При этом, опираясь на известную т. с. грузоподъемность лафета (а он рассчитан на гаубицу весом в 17,5 английских центнеров), можно предположить, что трофейные орудия относились к числу самых маленьких из 12-фунт. чугунных пушек, состоявших тогда, на вооружении английской армии, а именно: длинной 6 футов и весом 21 центнер (12-pdr. (21 cwt.)). Остальные орудия этого калибра весили значительно больше, от 34 до 29,5 центнеров, и лафет их бы просто не потянул.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic