chief_179

Categories:

Крушение парохода «Вулкан».

  Давно ни чего не писал по источникам, найденным в различных архивах. Поэтому, сегодня будет как раз такой материал. Речь пойдёт об одной практически не известной потере русского флота в период Крымской войны – крушении парохода Балтийского флота «Вулкан».

  В своём блоге я совсем недавно опубликовал рассказ о крушении небольшого английского тендера HMS «Danube». Занятно, что в общих чертах, судьбы британского тендера и русского парохода, о котором пойдёт речь ниже, довольно похожи: оба до войны были коммерческими буксирами, так же были включены в состав военных флотов, оба потерпели крушение, были восстановлены и после войны вернулись к гражданской службе.

Шхеры у г. Котка:

  До войны буксирный пароход «Вулкан» принадлежал купцу Волкову. Надо сказать, что к началу воны корабль был уже  далеко не новым, так как построили его ещё в 1845 г. В 1850 г., буксир прошёл капитальный ремонт-перестройку. Мощность машины этого небольшого парохода составляла 60 л. с. Начиная с навигации 1852 г. «Вулкан» таскал грузы в Финском заливе.

  В начале войны буксир был зафрактован для нужд Балтийского флота и включён в состав 1-го батальона 1-й бригады Гребной флотилии. Помимо него в составе 1-го батальона имелось ещё три парохода: «Имантра», «Быстрый» и «Рюрик» (последний так же из числа «мобилизованных»). Пароходы использовались для буксировки гребных канонерских лодок, связи и снабжения. Интересно, что, несмотря на то, что корабль официально числился в составе флотского подразделения и находился под командованием флотских офицеров, большая часть его экипажа состояла из вольнонаёмных гражданских моряков. Согласно строевому рапорту 1-й бригады, по состоянию на 10 мая 1854 г., команда парохода «Вулкан» состояла из 14 человек: штаб-офицеров 1, обер-офицеров 1, нижних чинов 2, вольнонаёмных 10.

  Надо сказать, что служба его была совсем не долгой. Так, 8 мая 1854 г. «Вулкан» месте с другими кораблями своей бригады прибыл в Роченсальм (ныне финский г. Котка), где бригада должна была теперь базироваться, а уже 25 мая, по вине лоцмана, пароход налетел на риф и затонул. Обстоятельства произошедшего изложены, в приведенном ниже, рапорте командира бригады:

КОМАНДУЮЩИЙ

1-ою и 2-ою БРИГАДАМИ

ГРЕБНОЙ ФЛОТИЛИИ

28 Мая 1854 г.

В Гельсингфорсе

№156

Господину Командующему войсками в Финляндии Расположенными

                                                                                                                          Рапорт.

  Имею честь донести Вашему Превосходительству, что по сведениям, доставленным мне дежурным штаб-офицером флотилии, посланным в Роченсальм, сказалось, что вольнонаёмный пароход Вулкан, отправившийся 25-го мая за дровами к о-ву Хайво-сари, сел на оконечность рифа идущего от о-ва Стур-хег-хольм. Лоцман, ведущий пароход, ошибся только в нескольких саженях и оправдывается тем, что на его ответственности лежит проводка судов по одним указанным фарватерам. После первого удара, пароход тотчас же наполнился водою и погрузился так, что палуба находится сверх воды на 4 фута. Команда и командир перешли на бот, бывший на буксире у парохода. Командир 1-й бригады капитан 1 ранга Тебеньков, узнав об этом происшествии немедленно отправился туда, но усилия, употребленные им для откачивания воды из парохода не принесли пользы, однако он не теряет надежды к спасению парохода и для этой причины послав в Питеолакс за ботами, с помощью которых думает поднять затопший пароход и починив сколько возможно своими средствами, отправить для окончательного исправления в Свеаборг. О дальнейших успехах этой работы буду иметь честь донести Вашему Превосходительству в последствии.

Командует этим пароходом кап. лейт. Вольженский.

                                                                                          Вице-адмирал Епанчин 2.

  В итоге, пароход был поднят и, в конце концов, вернулся к прежнему владельцу. С 1859 г. «Вулкан» возвратился к довоенной деятельности. Причём, пароходик оказался долгожителем, так как находился в плавании как минимум до 1869  г.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic