chief_179

Categories:

Пароход «Pervaz-i Bahri» / «Корнилов».

  Продолжение моей любимой рубрики «Картинки времён Крымской войны». Сегодня речь пойдёт об изображениях турецкого парохода «Pervaz-i Bahri», захваченного 5 ноября 1853 г. пароходо-фрегатом «Владимир».

  Большинству интересующихся историей отечественного флота, внешней вид этого турецкого парохода известен по серии картин известного отечественного художника-мариниста А. П. Боголюбова. Несколько его картин воспроизводят различные периоды боя 5 ноября. Они без сомнения очень хороши (и к тому же, прекрасно подойдут как иллюстрации для привлечения внимания в материалу))). И самой лучшей из них, на мой конечно субъективный взгляд, является вот эта:

  Но, к сожалению, русский трофей изображён на них по разному и везде совершенно неправильно. Хотя,  именно на приведенной картине, «Pervaz-i Bahri» и показан наиболее близко к реальному прототипу. Да и победитель схватки, пароходо-фрегат «Владимир», тоже нарисован с некоторыми ошибками (например, в описываемый момент он был четырёхмачтовым, а не с тремя мачтами, как на картинах). Это собственно и не удивительно, так весь цикл картин посвященных Восточной войне, писался Боголюбовым уже после её окончания, когда кораблей участников уже не существовало, и он естественно, не мог наблюдать их в живую. Что, кстати, сильно отличает его творчество от картин И. К. Айвазовского, посвящённых той же войне, так как последний вовремя войны выставлял свои картины на обозрение офицерам ЧФ, для того, чтобы ему указали на различные неточности, допущенные им в изображении, только, что произошедших событий.

  Но вернёмся к турецкому пароходу. Для начала немного истории. Утром 5 ноября 1853 г., начальник штаба ЧФ вице-адмирал В. А. Корнилов, на пароходо-фрегате «Владимир» отделился от эскадры крейсирующей у турецкого побережья и направился в Севастополь.

  Вскоре, в 6. 45 утра, был обнаружен дым и несколько кораблей, которые были приняты за эскадру вице-адмирала Нахимова. Фрегат повернул на дым и в 9.45 стало ясно, что обнаруженный пароход неприятельский. Бой начался в 10 утра и с большой ожесточенностью продолжался  три часа, до 1 часа пополудни, когда турок спустил флаг.

  Захваченный пароход оказался военным турецко-египетским «Pervaz-i Bahri». Из его команды в 151 человек, 19 человек было убито (плюю, ещё 3 вскоре умерло от ран) и 16 человек ранено не смертельно. Потери русской стороны состояли из двух убитых и двух раненых. 

  На трофей срочно была переведена призовая команда с различными мастеровыми, которые сразу начали борьбу за живучесть очень сильно поврежденного корабля. Приведение парохода в «состояние держатся на воде» (цитата из рапорта Корнилова), заняло почти 4 часа. Временным командиром корабля был назначен старший офицер «Владимира» лейтенант Попандопуло. С большим трудом приз всё же удалось дотянуть до Севастополя 6 ноября.

  А теперь, как же выглядел «Pervaz-i Bahri» на самом деле. В этом нам поможет рисунок сделанный с натуры, после того как корабль привели в Севастополь. Качество конечно не очень, но какое есть:

  О состоянии корабля, в своём донесении от 7 ноября 1853 г., адмирал Корнилов писал так: «На взятом пароходе машина уцелела, кроме пробоин в паровиках и трубе, но корпус избит до разрушения, в кормовой части целые доски вырваны, рулевая голова сбита, компасы уничтожены, внутренние переборки от взрывавшихся бомб совершено разрушены, - вообще повреждения были многочисленны…».

 Тем не менее, не смотря на то, что корпус требовал капитальных исправлений, из-за хорошего состояния машины, пароход решили всё же восстановить. 22 ноября 1853 г. последовал приказ управляющего Морским министерством о присвоении названий захваченным турецким пароходам, в том числе и «Pervaz-i Bahri»:

«Государь император высочайше повелеть соизволиил:

1) взятый пароходом «Владимир» с боя 5 сего ноября 10-пушечный турецко-египетский пароход в 220 сил «Перваз-Бахри» наименовать «Корнилов» и приписать к 42-му флотскому экипажу…»

Однако, ввести корабль в строй так и не удалось. Вскоре, в шторм, сильно повреждённый пароход затонул у севастопольского Адмиралтейства. Его подняли в 1854 г. и поставили в один из фрегатских доков. Там он и простоял на протяжении всей осады Севастополя. При оставлении Южной стороны пароход «Корнилов» был предан огню. 

Новые севастопольские доки в 1855 г. На переднем плане три дока для линейных кораблей, впереди два фрегатских (между ними выход из дока):

И фрагмент литографии крупнее. В одном из доков хорошо видна машина и гребные колёса – это все, что осталось от пароход «Pervaz-i Bahri» / «Корнилов»:


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic