chief_179

Category:

Пароход «Medar-i Ticaret» / «Турок».

  Короткая компания 1853 г. стала вершиной успехов российского флота в Крымской войне. В течение очень короткого времени им были достигнуты довольного значительные успехи, пиком которых, без сомнения, стало Синопское сражение, жаль только, что повторить их в ходе всей остальной войны так и не удалось. Среди прочего, удалось нанести значительный урон турецкому паровому флоту. Так, всего за две недели, с 4 по 18 ноября, был уничтожен один («Ereğli», расстрелян линкорами в Синопе) и захвачено два турецких военных парохода. О захвате и дальнейшей судьбе парохода «Pervaz-i Bahri» я уже писал, теперь расскажу и о втором трофее. 

Пароходо-фрегат «Бессарабия». Карандашный рисунок И. К. Айвазовского:

  11 октября 1853 г. (т. е. ещё до начала войны) из Севастополя, для крейсерства у турецкого побережья, вышла эскадра вице-адмирала П. С. Нахимова. Под его руководством были собранны корабли «Императрица Мария», «Чесма», «Храбрый», «Ягудиил», фрегат «Кагул» и бриг «Язон». Вскоре соединение было усиленно пароходо-фрегатом «Бессарабия», который, помимо выполнения других функций, так же поддерживал сообщении крейсирующей эскадры с Севастополем. Значительная часть крейсерства пришлось на тот зыбкий период между миром и войной, когда стороны уже готовы воевать, но всё ещё не решились начать на активные действия. Следствием этого являлись многочисленные противоречащие друг другу приказы отправляемые на эскудру, которые, то разрешали, приступить к действиям против неприятельского судоходства, то запрещали их. Но вот, 30 октября «Бессарабия» вышла из с Севастополя с приказом, содержавшим предписание, наконец приступить к решительным действиям, а так же с высочайшим манифестом с объявлением войны Турции. Пароходо-фрегат добрался до крейсирующего соединения в полдень 1 ноября. Война для эскадры П. С. Нахимова началась!

  Уже 2 ноября был обнаружен первый турецкий корабль, который был осмотрен фрегатом «Кагул» и отпущен, так как согласно действовавшей тогда инструкции задерживать предписывалось только торговые суда с военными грузами. В тот же день, в условиях плохой видимости (второй день штормило) пароходо-фрегат «Бессарабия» преследовал неизвестный пароход, который, однако, догнать не удалось. 3 ноября «Бессарабия» остановил и досмотрел десять турецких торговых судов, которые после досмотра все были отпущены! И вот, только 4 ноября, состоялся долгожданный успех. В журнале плавания эскадры Нахимова это событие отображено так:

«С утра видели к SW три чикермы, в 10 часов ничего на горизонте, кроме упомянутых судов, послан пароход «Бессарабия» их спросить, чтобы добыть языка, но с парохода узнали, что к OSO видно было большое судно, и ему разрешено идти к нему; в полдень пароход скрылся от эскадры на этот румб, а в 11 ½ часов ночи привёл на буксире турецкий пароход без пассажиров; пароход «Бессарабия», находясь близ Неаполи, увидел к О-у пароходный дым, приближавшийся к нему, и потому вознамерился овладеть им и для того вступил под паруса, прикрыв свою трубу и кожухи брезентами, начал лавировать к О-у, хитрость эта удалась, как нельзя лучше. Турецкий пароход подошел под его выстрелы, по первому ядру бросился в берег и спустил гребные суда, на которых бежали капитан и его помощник вместе с бывшими на пароходе чиновниками, следовавшими в Константинополь по службе, как говорит оставшаяся на пароходе команда».

  Дополнительные подробности пленения неприятельского парохода сообщает рапорт командующего Черноморским флотом М. Б. Берха от 13 ноября 1853 г.:

«…Турецкий пароход, не подозревая встречи с нашим, продолжал идти вдоль берега, когда же «Бессарабия» открыл себя и погнался за тем пароходом, тогда он бросился к берегу; по второму же выстрелу, сделанному с «Бессарабии», с турецкого парохода спустили шлюпки и съехал на берег командир, помощник его, турецкий полковник и несколько солдат. Посланный с парохода «Бессарабия» лейтенант Криднер не мог узнать от турок, для какой цели шел пароход, и послал на берег двух турецких матросов за командиром, чтобы он явился для опроса, после которого будет отпущен, но по прошествии трёх часов никто не явился, и пароход был взят…»

  Захваченным кораблем оказался турецкий вооружённый пароход «Medar-i Ticaret». Корабль был построен в Англии, фирмой «Money Wigram» (Блэкуолл). Заложен в 1846 г., спущен на воду  13. 8. 1847 г. (по н. ст.).

Водоизмещение: 426 т.

Главные механизмы: одна двухцилиндровая ПМ, один котёл.

Мощность машины: 220 н.л.с./480 и.л.с.

Экипаж на 1853  г.: 63 чел.

Вооружение на 1853  г.: 4 орудия.

  Временным командиром корабля назначили лейтенанта Криднера. Так как корабль был захвачен в исправном состоянии, то он сразу же был пристроен к делу – 5 ноября он таскал на буксире линкоры эскадры Нахимова. Но вскоре его всё же отправили в Севастополь, куда он благополучно прибыл 7 ноября, кстати, в один день с другим трофеем - пароходом «Pervaz-i Bahri», захваченным пароходо-фрегатом «Владимир». В Севастополе пароход встал в карантин, после чего его отправили на зимовку в Николаев. Интересно, что по приказу князя Меншикова кораблю присвоили название «Щёголь», но практически сразу, по высочайшему повелению, его сменили на «Турок» (приказ по морскому министерству от 22 ноября 1853 г.), с одновременным причислением к 4-у ластовому экипажу.

  После начала навигации в период 29 марта - 3 апреля 1854г. с парусным транспортом «Феодосия» на буксире, совершил переход из Николаева к о. Тендра и обратно. Причём в этом походе пароход чуть было не вернулся к противнику. Дело в том, что «Феодосия» у Тендры крепко села на мель, что привело к длительной задержке, которая едва не стала роковой для обоих кораблей. 2 ноября они наткнулись на английский винтовой шлюп H.M.S. «Niger», который как раз подошел у устью Днепро-Бугского лимана (подробнее о первом крейсерстве союзного флота на Чёрном море можно почитать здесь). К счастью русским кораблям удалось оторваться от англичанина и благополучно проскочить в лиман, а преследователь был остановлен огнём крепости Кинбурн.

   В мае «Турок» совершил рейс по маршруту Николаев-Одесса-Николаев за котлом для парохода «Тамань». 6 июня 1854г. он пришёл из Николаева в Севастополь, для замены там ушедшего на ремонт парохода «Тамань». В дальнейшем, в Севастополе корабль находился вплоть до своей гибели. На протяжении всего периода обороны города, пароход занимался перевозками войск и грузов через Большую севастопольскую бухту. Значение переправы, на которой работали все находившее в Севастополе портовые пароходы, трудно переоценить. Она была просто «дорогой жизни», обеспечивая все потребности осаждённой крепости.

  Именно в этот период жизни парохода «Турок» его и запечатлел известный русский художник Г.-В. Тимм, издатель знаменитого «Русского Художественного Листка». Тимм находился в Севастополе в самом начале 1855  г. и соответственно изображение парохода относится к этому периоду: 

  На рисунке мы видим как пароход с войсками отходит от причал на Северной стороне города. В период осады, находящиеся в городе пароходы, претерпели значительные изменения во внешнем виде, связанные в теми обстоятельствами, в которых им приходилось действовать. В частности, с них снимались мачты, которые мешали работам с грузами и демаскировали корабли (некоторые лишились мачт совсем). Так же, в связи с постоянной угрозой со стороны осадной артиллерии, которая хоть и не прицельно, но всё же постоянно обстреливала переправу, предпринимались меры по защите от снарядов. На «Турке» например, палуба была блиндирована тросовыми матами.

  30 августа 1855 г. после оставления Южной стороны Севастополя был выведен на рейд на буксире пароходо-фрегата «Крым» и затоплен своей командой.

  Однако, на этом история парохода не закончилась. 12 июня 1858 г. пароход был поднят частной компанией американского гражданина Гоуэна. 

Вот каким было состояние парохода после подъёма:

«По распоряжению капитана над портом назначены были от порта, за неимением машинистов, слесаря и кузнецы под надзором офицера корпуса инженер-механиков для разборки частей машины парохода и очищения их от ржавчины, которая доходила на некоторых местах до ½ дюйма. 

По вскрытии всех подушек и снятии подшипников, шейки валов оказались совершенно не тронуты ржавчиной и даже имели масло; также точно по снятии подшипников у шатунов, тяг и вообще всех приводов везде находили в подшипниках несколько масла, которое предотвратило в этих местах ржавчину. 

Паровые задвижные золотники, а равно и внутренности насосов найдены также без ржавчины. 

По снятии крышки цилиндра замечен был на внутренних стенах черный мох, который тогда же оскоблили, а стены смазали маслом. 

Наружные же части имели различные повреждения. Все чугунные и железные вещи, бывшие под краской, по очистке с них ржавчины (с которою отставала и краска) были совершенно чисты и гладки. Полированные же части имели небольшие раковины. 

По вытаске парохода на эллинг в Николаеве и осмотре оказалось: киль в трех местах был совершенно протерт подъемной цепью, подводная обшивка в стыках и пазах имела расслабление, обшивочная медь во многих местах повреждена; надводная обшивка от грузовой ватер-линии до планшира хороша; у самой же ватер-линии с правой стороны в двух местах проедена червями; набор как в подводной, так и надводной частях хорош; бимсы кубричные и верхней палубы хороши, кроме бимсов у люка над паровым котлом, которые сломаны и требовали перемены. Палуба по некотором исправлении годна; планширь фальш-борта и верхний планширь негодны. Комельсы в люках и кожухи над колесами совершенно негодны; верхней площадки совсем не было; будки над выходными люками, крамболы, брашпиль и русленя негодны; гальюн сломан; каютных переборок внутри парохода совсем не было».

  После освидетельствования состояния парохода специально назначенной комиссией, он был признан годным к использованию и выкуплен казной за 15000 рублей серебром, и после ремонта вошёл в состав ЧФ. 

Пароход «Турок» после ремонта:

ТТХ корабля после восстановительного ремонта:

Водоизмещение: 425,8т.

Мощность машины: 200 сил. 

Размерения: углубление ахтерштевнем 9 фут. 0 дм., углубление форштевнем 8  фут. 3 дм., длинна по грузовой ватерлинии 135 фут., ширина с обшивкой 25 фут. 0дм.

Служба парохода была довольно долгой, он был исключён из состава флота 19.1.1891 г., даже успев поучаствовать ещё в одной войне с Турцией.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic