chief_179

Categories:

Артиллерийский ДОТ №8.

  Это сооружение видели многие из въезжающих в Севастополь или покидающих его по железной дороге. Развороченный бетонный каземат как бы сползающий с железнодорожной насыпи, появляется прямо под окнами вагона сразу, как только поезд минует пригородную станцию Мекензевы горы. Это артиллерийский ДОТ №8.

  ДОТ №8 был построен в 1941 г. и входил в число оборонительных сооружений  Тылового рубежа. Вместе с соседним артиллерийским ДОТом №7 (между ними всего 165 м) он прикрывал ж/ст. Мекензевы горы. Причём №8 должен был фронтальным огнём поражать очень высокую железнодорожную насыпь, которая играла роль своеобразного моста через проходящий здесь глубокий овраг. Поэтому, для постройки этой ОТ было выбрано довольно необычное место – насыпь тупиковой ж/д. ветки на выезде со станции, что как мне кажется, сыграло раковую роль в судьбе этого объекта.

  №8 относился к числу самых распространённых артиллерийских ДОТов севастопольской постройки – монолитным казематам для 45 мм пушек 21-К и являлся типичным их представителем. Из интересных особенностей этого сооружения, можно выделить только, пожалуй то, что он изначально был построен по упрощённой схеме, т. е. без сквозника защищавшего вход. Причём, очевидно, что возможность его пристройки была заложена изначально, так как уложенные для усиления покрытия двутавровые балки №24 сделаны цельными на всю длину сооружения, захватывая сразу и каземат и будущий сквозник.

Защитные толщи:

  • Фронтальные стены – 75 см.
  • Боковые стены – 75-50 см.
  • Тыльная стена каземата – 40 см.
  • Стена сквозника (бут) – 50 см.
  • Покрытие каземата – 75 см.
  • Покрытие сквозника – 75-37 см.

Так как пол ДОТа не раскопан, то на чертеже место расположения орудия и тип орудийного фундамента показаны условно:

  ДОТ очень сильно пострадал во время второго штурма Севастополя и даже ненадолго был захвачен противником. После отражения штурма было оставлено и вместо него возвели новый артиллерийский ДОТ под 21-К, который работал по той же ж/д. насыпи.  Новой ОТ присвоили №8 от оставленного сооружения. Подробнее об этом объекте можно почитать здесь

Касаясь причин, почему же не очень сильно повреждённый ДОТ бросили (соседний ДОТ №7, например, полностью лишился крыши, но, тем не менее, был отремонтирован и даже перестроен), то мне кажется, что причина лежит в том, что его построили на слишком мягком грунте ж/д. насыпи, к тому же очень большой высоты (в месте расположения ДОТ №8 она достигает высоты 6 м). В результате, толи вследствие обстрелов, толи под своим весом, но сооружение довольно сильно накренилось, что хорошо видно на немецких снимках 1942 г. Понятно, что использовать его по прямому назначению его было уже нельзя.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic