chief_179

Categories:

О «невидимой руке рынка».

  Во время крымской войны Английские верфи работали с огромной нагрузкой. Всего в 1854-56 г., там было  заказана постройка 283 различных кораблей и судов. Кроме того, ежегодно, верфи осуществляли ремонт и переоборудование для нужд флота более чем 500 кораблей. Всё это естественно не могло не сказаться на качестве выполняемых работ. Связанно это было в первую очередь, конечно с нехваткой материалов. Например, вместо хорошо выдержанно леса (не мене четырёх лет) в дело пошёл свежий, вплоть до одногодичного. Дорогие сорта дерева (дуб и красное), заменялись на более дешёвые, но недолговечные. Сделано это было сознательно, так как корабли были нужны здесь и сей час. В результате, многое из построенного пришлось ремонтировать и капиталить сразу после подписания мира. Однако, в ряде случаев плохие качества кораблей явились следствием откровенного мошенничества со стороны их строителей. Ниже приведу пару примеров.

Мортирная лодка 70-футового типа:

  Как выяснилось, что при постройке ряда судов, была использована заболонь. Заболонь, это наружные молодые, физиологически активные слои древесных стволов, она очень не прочна и содержит большое количество воды (по ней осуществляется активный транспорт воды от корней к кроне) и очень подвержена поражению гибком и плесенью. Использовать в кораблестроении заболонь категорически запрещалось. Тем не менее, ряд частных верфей тайно от государственных инспекторов применили эту некачественную древесину в строительстве. В частности мортирные лодки 70-футового типа MV.30 и MV. 32, построенные верфью Томпсона в Ротерхайте, были разобраны по этой причине уже в 1860 г., так как были просто съедены гнилью. При разборке оказалось, что поражение, начавшееся с заболони распространилась даже и на вполне качественный дубовый набор корпуса.  

  Использование этой некачественной древесины было выявлено и ещё на нескольких кораблях, например канонерских лодках «Cherokee» и «Caroline» построенных верфью мистера Грина и «Mackerel» постройки Питчера. Кроме тог, Грин отметился и тем, что на его кораблях были выявлены короткие болты. То, что именовалось тогда болтом, отличается от того, что мы называем этим словом сейчас, по сути, это были очень большие и толстые (диаметром или стороной, если болт был четырёхгранным, от 1 дм и более) гвозди. Ими скреплялись наиболее важные части деревянного корабля, такие как элементы набора, так же ими осуществлялось крепление обшивки к шпангоутам. Словом, от болтов напрямую завесила прочность корабельного корпуса. При постройке корабля их использовали многие сотни и естественно, у различных не чистых на руку персонажей возникали мысли нагреется на «сэкономленном» металле. Жулики, вместо болта длинной в несколько десятков сантиметров ставили коротенькой обрезок, который со стороны выглядел как полноценное изделие. Естественно такие болты ничего не скрепляли. Вообще короткие болты были выявлены на многих кораблях военной постройки, но, как правило, их было всего несколько штук, однако на построенной на верфи Грина канлодке «Cherokee» таковых обнаружили целых 100, и это без разборки корабля, а только при внешнем осмотре! Еще 16 коротких болтов нашли на «Caroline». 

Винтовая канонерская лодка типа «Albacore», именно к этому типу принадлежали «Cherokee», «Caroline» и «Mackerel»:

  Интересно, что все бракованные канонерские лодки всё же отремонтировали, но прослужили они относительно не долго: «Caroline» и «Mackerel» разобрали уже в 1862 г., «Cherokee» протянул до 1869 г..

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic