chief_179

Categories:

О судьбе бранвахтенной шхуны «Унылая».

  В продолжение цикла о судьбе кораблей русского флота находившихся в Керченском проливе и Азовском море в период Крымской войны. Сегодня речь пойдёт о корабле, занимавшем во время войны бранвахтенный пост в Таганроге – 8-пуш. шхуне Черноморского флота «Унылая». 

Рейд Таганрога в середине XIX века, именно здесь прошла практически вся служба шхуны «Унылая»:

  Биография этого корабля не содержит никаких ярких моментов, она попросту скучная или, что в данном случае может даже уместнее – унылая. Он практически всю свою десятилетнюю службу провёл в Таганроге, занимая там бранвахтенный пост. Впрочем, в том, жизнь шхуны протекала именно таким образом, нет ничего удивительного, так как она изначально была спроектирован и построена именно как бранвахтенный корабль.

  Построена шхуна «Унылая» в Николаеве. Заложена 18. 3. 1844 г., спущена на воду 9. 9. 1845 г. Главный строитель штабс-капитан Афонасьев.

Размерения: длинна 72 фут. 3 дм., ширина 20 фут.

Экипаж на весну 1854 г.:  25 чел.

Артиллерийское вооружение по состоянию на 1853 г.: 8 3-фунт. фальконетов.

В начавшейся 1853 г. войне шхуна никакого участия не принимала, занимаясь своей рутинной службой вдалеке от зоны боевых действий. Каждый год, с наступлением ледостава в Азовском море корабль прекращал компанию и становился в порт на зимовку, а с открытием навигации в следующем году, снова приступила к несению военно-бранфахтенной службы при Таганрогском порте. Так было и в 1855 г. Однако, вскоре всё изменилось - 14 мая 1855 г., когда на рейде города появился пароход Отдельного Кавказского корпуса «Таганрог» с известием о падении Керчи. 

  Надо сказать, что в тот момент у Таганрога собралось довольно много русских военных кораблей. Помимо «Унылой», там находились ещё лоция «Секстант», транспорт «Аккерман» и восемь гребных канонерских лодок (№1-8) Азовской гребной флотилии. Того же 14 числа, по решению таганрогского военного губернатора Е. П. Толстого Азовская флотилия с присоединившимся к ней пароходом «Таганрог» ушла в гирла р. Дон. Собственно в этот момент судьба оставшихся на городском рейде судов была уже предрешена. Правда возникает вопрос, почему «Унылую» так же не отправили на Дон? В отличие от «Секстанта» и «Аккермана», которые действительно имели осадку, которая могла затруднить им вход в реку, она была довольно маленьким кораблём, размерами примерно с канонерскую лодку Азовской флотилии и вполне могла пройти там, где пройдут и канлодки.

  С обреченного корабля начали своз на берег всего ценного имущества и, судя по всему, вообще всего, что можно было спасти. Причём, большая часть свезённого на берег имущества благополучно пережило бомбардировку Таганрога 22 мая 1855 г. Так, по состоянию на 15 июня на складе таганрогского Коммисионера ЧФ от сгоревшей шхуны «Унылая» числилось: ял 6-ти вёсельный (к нему 5 вёсел) -1, ял 4-х вёсельный (руль -1, вёсел -4) -1, фор-брам стеньга -1, грот-брам стеньга -1, бом-утлегарь -1, фока гафель -1, гик -1, выстрелы - 2, фок-рея -1, фор-маса рея -1, фор-бамм рея -1 и грота гафель -1. 

  Отдельно надо сказать об артиллерийском вооружении корабля. 17 мая фальконеты шхуны были сброшены в море, а ядра закопаны на берегу. Причины этого поступка совершенно не понятны. Гарнизон Таганрога в тот момент, вообще не имел ни какой артиллерии, даже полевой, и корабельные пушки, пусть и даже такие слабые, могли бы значительно усилить оборону города. Тем более что в последовавшей вскоре атаке, по причине мелководья, противник широко использовал вооружённые гребные суда, против которых фальконеты могли бы выступить очень даже не плохо. Но, по какой-то причине, корабельная артиллерия всех трёх оставшихся в Таганроге кораблей, использована так и не была.

  И в завершении рапорт командира корабля о том, как же была уничтожена шхуна «Унылая»:

Мая 21. Дня

1855 года

№131.

Г. Таганрог.

Исправляющему Должность Начальника Штаба Черномоскаго Флота и Портов Господину Контр Адмиралу и кавалеру Метлину

                                                                           Командира Военно Бранвахтенной

                                                                                                                 Шхуны Унылая

                                                                                                                               Рапорт.

 Сего месяца 19-го числа в 7 часов пополудни были замечены неприятельския пароходы в значительном числе и один из них обогнув Пертушину косу направился к гавани; дабы вовремя ночи Неприятель неабордировал гребною флотилиею гавань, то вверенная мне шхуна по распоряжению Начальства по свозе на берег огнестрельных снарядов и части казеннаго имущества превышающаго стоимость казенаго интереса Затоплена в ковше таганрогской гавани. Свезя команду на берег прекратив довольствие себя порционов а Нижним чинам Морской провизии с 21-го числа. 20-го же числа сего месяца при подступлении неприятеля вновь к гавани в 8 часов по полудни, шхуна окончательно уничтожена сожжением в продолжение ночи. 

О чем Вашему превосходительству имею честь донести.

Капитан Лейтенант Ивков.

Предыдущие материалы по теме:

О судьбе транспорта «Аккерман».

О судьбе тендеров Черноморского флота «Струя» и «Нырок». 

О судьбе шхуны Черноморского флота «Гонец». 

О судьбе лоц-судна «Астролябия». 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic