chief_179

Category:

О книге А. А. Марданова «1942: Воздушная война в Заполярье. Книга Первая. (1 января – 30 июня)».

 Получил в подарок от матери, на 23 февраля, книгу Александра Марданова «1942:  Воздушная война в Заполярье. Книга Первая. (1 января – 30 июня)» и закончив чтение, решил сказать о ней несколько слов. Обычно я не высказываю свое мнение об исследованиях, в темах которых я недостаточно хорошо разбираюсь, но в данном случае посчитал возможным сделать исключение, так как книга очень понравилась.

  Книга новая, вышла в конце 2020 г. в издательстве «Яуза», в рамках известной серии «Война и мы». Представляет собой довольно увесистый том в 862 (!) стр. Тираж этого издания «Воздушной войны в Заполярье» составляет 800 экземпляров, что совсем не мало. Книга была приобретена в одном из книжных магазинов Севастополя. Согласно ценнику, у нас в городе, она стоила 1218 р.

  О качестве издания говорить особо нечего. Это типичная книга серии «Война и мы» от «Яузаы» со всеми, присущими им достоинствами и недостатками, которые, я уверен, известны всем любителям истории. Каждый, наверняка, читал или хотя бы держал в руках, пролистывая в магазине, хотя бы одну книгу серии (а их там, по-моему, уже значительно более сотни). 

  Как оказалось книга является продолжением исследования того же автора о боях в 1941 г. Надо сказать, что предыдущую часть я не читал и даже о ней не слышал. Как это и следует из названия, в издании рассказывается о боевых действиях на самом северном участке советско-германского фронта, в том числе и над морем, а так же операции по проводке знаменитых северных конвоев. Первое, что хочу отметить, что автор, несомненно, проделал просто титаническую работу, как собирая материал (ссылки только на дела из различных архивов занимаю 6 страниц в конце тома) и обрабатывая полученную информацию, так и просто написав такую объёмную книгу. 

  Книга написана в виде хроники, разбирая день за днём события первой половины 1942 г. В начале каждого месяца приводятся подробные сведения о количественном составе противоборствующих ВВС. Сами воздушные операции рассматриваются сразу с двух сторон, отдельно как это виделось немцам и отдельно со стороны Советского Союза. И затем на основе сравнения документов даётся информация об реальных результатах произошедших боёв. Очень подробно рассмотрен вопрос потерь авиационной техники. Разобраны обстоятельства и приводятся номера практически всех повреждённых или полностью уничтоженных самолётов как наших, так и немецких. Очень интересно, что автор приводит не только уточненные данные о реальных потерях авиации, но и сведения о заявках на сбитые самолёты. Эта информация позволяют читателю очень наглядно оценить степень достоверности победных реляций со стороны лётчиков и сил ПВО. От себя скажу, что степень завышения  числа побед иногда вызывает, мягко говоря, недоумение.

  В качестве своеобразного бонуса в книге, так же в рамках хронологического повествования, приводятся сведения о результатах действий ВМС Германии и стран антигитлеровской коалиции на описываемом театре боевых действий (сообщается о гибели кораблей и судов от ударов надводных сил и подводных лодок).

  Что меня поразило в момент прочтения книги (учитывая конечно, что я полный профан в данной теме), так это собственно масштабы воздушных сражений во время чуть ли не ежедневных налётов немецкой авиации на Мурманск. А иногда этих налётов было и по нескольку в день. В ожесточённых боях над городом одновременно сходились десятки самолётов противоборствующих сторон. Я вроде бы давно интересуюсь историей ВОВ, но каждый раз, когда погружаешься в какой-то вопрос подробнее, находится нечто удивительное.

  Так же нельзя не упомянуть поразившее меня огромное качественное и количественное превосходство противника, в числе ударной авиации над нами. Так, например, в начале апреля 1942  г., советские ВВС (включая авиацию СФ) имели всего 36 бомбардировщиков (7 Пе-2, 20 СБ, 9 ДБ-3Ф), а противостоящий им 5-й воздушный флот насчитывал около 120 (!) бомбардировщиков Ju-87, Ju-88, Нe-111, Do-17 и Do-217. Читая подобное, лишний раз убеждаюсь, что победив тогда в войне, предки просто сотворили чудо.

  Теперь о недостадках и пожеланиях. Пожалуй, единственное, что мне не понравилось в книге, это полное отсутствие в ней карт района боевых действий. Воздушные операции происходили на обширном фронте и на большую глубину. В процессе повествования упоминаются массы авиабаз и целей, на которые совершаются налёты или наоборот объектов, которые прикрывались силами ПВО, но при этом, где они находятся, на каком расстоянии и т. д. совершенно не понятно. Моя мать родилась на севере, в силу чего я неоднократно там бывал, посещая родственников, поэтому лично мне знакомы, те же Мончегорск, Оленьи, Кандалакша, Африканда и другие окрестные населенные пункты, о боях в районе которых рассказывает книга, но, в тоже самое время, что там и где было расположено у тех же финнов или норвежцев, мне естественно неизвестно. Что же говорить о людях никогда на севере не бывавших и данной темой не интересовавшихся. Словом карта, хотя бы с указанием основных аэродромов, очень даже нужна. А ещё, было бы неплохо добавить так же и схемы проведения ряда крупных операций.

  Что лично мне хотелось бы ещё увидеть в подобной книге, так это цветные «боковички» самолётов противоборствующих сторон. Типа такого:

  Подобные иллюстрации очень оживляют, что ли, любое повествования об авиации. Да и вообще, что за книга про самолёты и без цветных картинок)))! В серии «Война и мы» встречаются книги с вклейками цветных карт, так, что думаю, вставить в издание несколько цветных страниц не составило бы труда. Жаль, что этого нет.

  Так же, мне представляется, что не лишним было бы добавить в конце тома сводную таблицу с информацией о потерях самолетов обоих сторон (ну, или несколько таблиц, если показывать только потери в течение каждого месяца). Тема потерь одна из самых интересных для простых любителей и соответственно ответы на вопросы о том, кто, сколько же реально сбил и соотношения потерь между нами и немцами, являются очень важными. Как я уже писал, всё это в книге есть, но размазано на более чем 800 страниц. Чтобы получить информацию, скажем о месячных потерях, придётся сидеть с карандашиком, выписывая интересующую информацию, так как удержать в голове информации с сотен листов текста просто невозможно. Сводная таблица с потерями избавила бы от этого и, что самое важное, позволила бы наглядно увидеть и потери каждой стороны и соотношение этих потерь.

  В заключении повторю то, что сказал в самом начале – книга очень понравилась. Рекомендую всем. Для себя буду искать в бумаге том про 1941 г., ну и естественно покупать по мере выхода все последующие части исследования. Надеюсь, что автор не бросит это дело и доведёт свою работу до логического конца.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic