chief_179

Category:

Артиллерийский ДОТ №21.

  Давно ни чего не писал про севастопольские артиллерийские ДОТы. Поэтому сегодня будет материал об очередном таком сооружении.

  ДОТ №21 был построен в 1941  г. и входил в число оборонительных сооружений  Тылового рубежа. На покрытии сооружения сохранилась надпись с датой, оставленная одним из строителей: 14/IX 1941 го . Она сделана на слое бетона, которым, уже после того как в черне было завершено изготовление каземата, покрытию была придана покатость, необходимая для стока талой и дождевой воды. Таким образом, мы имеем дату окончания бетонных работ при постройке орудийного каземата – 14 сентября 1941 г., т. е. за полтора месяца до начала боёв за город.

Надпись на покрытии. Справа от неё сохранился отпечаток ноги одного из строителей:

  Предназначалось сооружение для защиты Лабораторной балки и проходящей по ней дороги ведущей прямо к городу.  К началу боёв за город входил в состав 2-го взвода 1-го управления групп ДОТов и ДЗОТов. При переформировании, уцелевших после двух первых штурмов сооружений, зачислен во 2-й взвод 2-й отдельной батареи арт. ДОТов 3-го батальона ДОТов и ДЗОТов. Следует отметить, что Лабороторная балка в месте её прохождения через Тыловой рубеж была очень сильно укреплена. Здесь, на относительно небольшом участке находилось сразу четыре артиллерийских ДОТа: №20 (76,2 мм Лендера), №21 (45 мм 21-К), №22 (45 мм 21-К) и №23 (100 мм Б-24). 

Сразу два ДОТа на склонах Лабораторной балки: На переднем плане №21, а за ним хорошо виден №22: 

  Снимок ДОТа №21 времён войны: 

  ДОТ хоть и является типовым сооружением для 45 мм пушки 21-К, но имеет ряд интересных особенностей. 

 Первое, что конечно бросается в глаза при осмотре этого сооружения, это естественно его необычная амбразура. Если точнее, то её клинообразная форма. Подобное встречается ещё в нескольких подобных ДОТах (например, у соседнего №22), но здесь она очень ярко выражена. Подобное решение было вызвано тем, что ДОТ был посажен так, что должен был действовать фронтальным огнём вдоль довольно крутого склона.

  На этом необычности связанные с амбразурой не заканчиваются. Вероятно ДОТ №21 имел какое-то закрытие амбразуры, что выделяет его вообще из числа всех севастопольских ДОТов-казематов. Достоверная реконструкция этого закрытия уже невозможна, но судя по сохранившимся вокруг амбразуры металлическим элементам, это было, что-то вроде ставень отрывавшихся во внутрь сооружения. Петли, на которых вращались ставни, были мощными. Они изготовлялись из металлического прутка диметром 25  мм, что может указывать на то, что закрытие должно было быть довольно тяжёлым, может быть даже и броневым.

Сохранившиеся элементы амбразурного заслона:

Из интересного в каземате есть так же сохранившееся петля из арматуры (диаметр 15 мм) для монтажа подъёмного оборудования над орудием: 

Отпечаток не сохранившейся верхней плиты орудийного основания (1 м Х 1 м):  

  Сохранилась так же и металлическая дверная коробка на входе в каземат. Дверной проём в свету 180см Х 80 см. Коробка сварена из швеллера №18 и по углам усилена равнополочными 60 мм уголками. Судя по сохранившимся приёмным частям дверного замка, толщина дверного полотна не превышала 10 мм. 

Дверная коробка:

В завершение рассказа про внутреннее устройство каземата надо сказать, что ДОТ очень сильно пострадал от внутреннего взрыва (взрывов?), судя по всему при после военной утилизации боеприпасов. А так же от добытчиков металлолома. В частности последние срезали часть двутавровых балок усиливавших покрытие каземата.

Левая ниша для снарядов:

А здесь была правя снарядная ниша:

Срезанные балки поддерживающей конструкции:

Крючки Консидера с помощью которых производилось соединение стержней арматуры: 

  Ещё оной выделяющейся особенностью является сквозник этого ДОТа. Во-первых, надо сказать, что данное сооружение изначально построено без сквозника, который пристроили позднее. 

Здесь хорошо видно, что покрытие сквозника не составляет одно целое с орудийным казематом и после взрыва полностью и аккуратно отошло от него:

Во-вторых, это не прямой сквозник, как других подобных ДОТов, а как это хорошо видно на чертеже, смесь прямого и коленчатого сквозников.

Кроме того, над правым выходом из сквозника иметься прямоугольный вырез непонятного назначения: 

Защитные толщи:

Фронтальные стены – 75 см.

Боковые – 75-55  см.

Тыльная стена каземата – 50 см.

Стена сквозника (бут) – 65 см.

Покрытие каземата – 75-80см.

Покрытие сквозника – 40 см.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic