chief_179

Category:

Удачный выстрел.

  Сегодня речь пойдёт об очередном рисунке периода Крымской войны. Собственно вот об этом:

  Данный рисунок был помещён в декабырьском номере «The Illustrated London News» за 1854 г. На нём изображён один из эпизодов атаки союзными флотами приморского фронта Севастопольской крепости 5 (17) октября 1854  г. Главными героями здесь выступают 120-пуш. корабль H.M.S. «Trafalgar» и пароходо-фрегат H.M.S. «Retribution».

  «Trafalgar» (командир кэптен Henry Francis Greville)  находился в состав главных сил британского флота, куда кроме него так же входили линейные корабли «Britannia», «Queen», «Vengeance», «Bellerophon» и «Rodney». По плану сражения парусные корабли должны были, непосредственно в ходе боя буксироваться пароходами. Буксировка предполагалась лагом (большой корпус линейного корабля должен был защитить буксиры от огня артиллерии крепости). У кораблей входивших в состав главных сил, буксировщик должен был распологатся у левого борта. Таким буксиром к «Trafalgar» назначили пароходо-фрегат «Retribution» (кэптен James Robert Drummond). 

  В ходе подготовки к бою, по приказу британского командующего, с целью сберечь ценное рангоутное дерево, парусное вооружение кораблей было частично снято и передано на хранение на не участвующий в атаке винтовой транспорт «Vulcan». Этот некомплект рангоута, кстати, хорошо видно на рисунке.

  Надо сказать, что главные силы британского флота очень сильно запоздали с развертыванием. К моменту, когда началась постановка кораблей на отведенные им по плану места (14 ч.45 м. на якорь встал флагманский «Britannia»), бой уже давно шёл.

  В 3-40 пополудни, т. е. менее чем через час после начала боя, русский снаряд попал в грот-мачту пароходо-фрегата, примерно в 12 футах над палубой (3,7 м). Именно этот момент и запечатлел художник. К сожалению, установить авторства столь удачного выстрела уже не возможно, так как корабли в это время обстреливались как минимум с четырёх береговых батарей. А попадание действительно было чрезвычайно удачным. Дело в том, что обычно в таких случаях, мачта просто падает за борт и от нёё, в принципе, можно довольно быстро избавится, просто обрубив держащий её такелаж, но здесь она упала на палубу пароходо-фрегата. Причём упала так, что пробила две верхние палубы и вошла в машинное отделение, при этом, просто чудом не задев паровой котёл!

  Результатом этого стало то, что «Retribution» в любой момент мог лишиться хода, вследствие чего оба корабля (а «Trafalgar», напомню, был не в состоянии перемещаться без своего буксировщика) получили приказ выйти из линии и идти вытаскивать мачту. Таким образом, всего через час, бой для них уже завершился. Безызвестные русские артиллеристы, всего одним выстрелом, вывели из строя один из трёх участвовавших в атаке Севастополя английских кораблей, из числа имевших более чем 100 пушек (это кстати, не единственный удачный русский выстрел в тот день, например всего одно удачно пущенное калёное ядро приведёт к подобному результату и 116-пуш. H.M.S. «Queen», который так же будет вынужден выйти из боя для тушения пожара). 

  То, что корабли находились под огнём столь не продолжительное время, предопределило и небольшие потери среди экипажей. На «Trafalgar» было всего два легко раненых: матрос Thomas Larkins  и рядовой морской пехоты Charles Goff. И столько же раненых матросов имелось на «Retribution»: George Barber и F. Coleman.

  В завершении, думаю надо пару слов сказать об авторе рисунка. Он выполнен одним из офицеров H.M.S. «Retribution» лейтенантом Montagu O'Reilly, что позволяет, как я думаю, рассчитывать на то, что и корабли и само происшествие запечатлено с довольно большой точностью.

  А вот собственно и сам лейтенант Montagu O'Reilly:


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic