chief_179

Categories:

О книге «Штурмовики vs. Истребители-бомбардировщики. Боевой опыт ВВС Северного флота в 1944 году».

  Очередной обзор, очередной понравившейся книги о самолётах. Книгу, о которой пойдёт речь сегодня, приобрёл совершено случайно, фактически она попалась мне в руки когда я просто забрёл в книжный магазин прикупить какого ни будь развлекательного чтива. Одними из главных факторов предопределивших её покупку стало то, что буквально накануне я посмотрел ролик TacticMedia «Топи их всех! Атаки самолетов ВВС КБФ немецких судов у косы Хель 11.04.45г.», где главным рассказчиком как раз и выступал автор книги А. Латкин (соответственно, поэтому я ожидал, что книга окажется т. с. «на уровне»), а так же то, что издание стоило какие-то смешные, по сегодняшним временам, деньги. По существу, на ту сумму, которую просил за неё магазин можно было купить всего один бокал хорошего пива в баре. Словом, пройти мимо было уже нельзя.

  Как оказалось при более близком знакомстве, книга уже не новая, вышла в 2016 г., но мне попалась только сейчас. Выпустило её издательство «Яуза» в рамках серии «Война и мы». Тираж был довольно большим, целых 2000 экземпляров. Объём 414 стр. В плане полиграфии, это насквозь типичное  издание из серии «Война и мы». Цена книги составила всего-то 241 руб.

  О том, что же хотел донести читателю автор, хорошо говорит аннотация (она помещена книге даже в двух местах):

  «Эта книга является итогом многочисленных споров о роли штурмовой авиации СССР в Великой Отечественной войне. В 1990-е годы приходилось слышать, что проку от штурмовиков Ил-2 фактически не было, а их боевая эффективность была равна нулю. Одновременно всеми силами доказывалось, что истребители-бомбардировщики были крайне эффективны и могли заменить штурмовики без проблем. Автору такие споры надоели, и он решил сделать книгу о штурмовиках Ил-2 и истребителях-бомбардировщиках «Киттихаук» Северного флота…»

  Опираясь не на досужие домыслы историков-«ревизионистов» и «охотничьи байки» немецких «экспертов», а на архивные документы обеих сторон, беспристрастно проанализировав данные об уроне, нанесенном противнику, и собственных потерях ВВС Северного флота в 1944 году, эта книга опровергает мифы о «неэффективности» советского Ил-2 и "превосходстве" американского P-40 «Kittyhawk». При этом автор отнюдь не пытается опорочить ленд-лизовскую технику, считая «Киттихаук» в целом удачной машиной, - однако с цифрами и фактами доказывает, что реальной альтернативы нашим штурмовикам не было.

  Книгу фактически можно разделить на три больших раздела. В первых главах автор даёт подробную вводную информацию, которая необходима для нормального понимания того, о чем будет говориться далее: рассказывается о структуре ВВС Северного флота и её частях использующих штурмовики и истребители, описывает цели, по которым действовали советские самолёты, а также силы и средства которыми располагал противник в зоне ответственности СФ. 

Довольно много место отведено главным действующим лицам книги – штурмовикам Ил-2 и истребителям Curtiss P-40 «Kittyhawk». При этом давая развернутое описание конструкции этих самолетов, автор по каким-то причинам практически не приводит изображений их внешнего вида. На всю книгу есть только одна фотография «Kittyhawk» и две Ил-2 (включая и ту, что на обложке). Отсутствие нормальных изображений самолётов в книге, которая подробно об этих самых самолётах рассказывает, мне кажется, как-то неправильно. Словом вот таких картинок остро не хватает:

  Главы, которые можно объединить во вводный раздел, занимают первые 67 страниц книги.

  Далее идёт обширный раздел, который рассказывает непосредственно о боевых действиях советских штурмовиков и истребителей против судоходства противника. Это раздел занимает 331 страниц, т. е. ¾ всего объёма книги. Повествование ведётся в виде хроники, захватывающей период с марта 1944 г., когда ВВС СФ начали атаки на конвои противника и заканчивается ноябрём 1944 г. При этом, описываются не все дни подряд, а только те в которые производились атаки по кораблям. Боевые действия разбиты на главы, каждая из которых объединяет события одного месяца. Описание боёв предваряют краткие сведения о численности самолётов на начало месяца, сведения общей боеспособности частей, их потерях за описываемый период и всякая другая сопутствующая информация. В первых главах автор делал т.  с. «жирные спойлеры» сообщая так же ещё и об успешности вылетов в том месяце, с которым читателю ещё только предстоит ознакомиться, но потом, к счастью, он прекратил это)). 

  Всё это сопровождается большим количеством иллюстраций (а их как известно, никогда не бывает мало). В частности, есть масса схем боевых вылетов, по которым прекрасно ясно, кто, куда и откуда летел или плыл, как конкретно происходили атаки. Сами атаки проиллюстрированы массой аэрофотоснимков. Есть так же фотографии большинства потопленных или повреждённых кораблей и судов. Кроме того, по жертвам даётся и небольшая историческая справка. Здесь, правда, проявилось плохое качество печати характерное для серии «Война и мы» от «Яузы», к тому же усугубленное дешёвой газетной бумагой, на которой напечатана книга. Некоторые снимки, в результате получились просто чёрными.

  Ну, и естественно, все завершают главы «Заключение» и «Общий вывод», где автор обобщает результаты боевой деятельности штурмовиков и истребителей-бомбардировщиков. Среди прочего, тут имеются обобщённые списки потопленных и поврежденных кораблей противника, отдельно для Ил-2 и отдельно для «Kittyhawk», которые наглядно показывают успешность их действий. Эта часть вызвала у меня небольшое разочарование, так как ожидал увидеть здесь аналитику и подробный анализ всего массива данных приведенных выше. Хотя бы типа того, какое количество боевых вылетов на каждый потопленный корабль совершал каждый тип самолётов. Какое количество потерь было при этом, и от каких конкретно причин. Ну и тому подобное. Всего этого ни в «Заключении», ни в «Общем выводе», к большому сожалению нет. Да и вообще эта часть книги самая маленькая: всего, вместе с таблицами потерь, она занимает неполные 9 страниц.

  Резюмируя всё вышесказанное, лично мне представляется, что как раз из-за непроработанности последнего раздела книги, полноценного сравнения Ил-2 с «Kittyhawk» в качестве ударных противокарабельных самолётов не получилось. Зато получилось очень качественное, подробное и главное легко читающиеся (а именно как книгу «на почитать» я её и приобрёл и как оказалось, не прогадал) исследование о боевой деятельности полков ВВС СФ вооружённых этими типами самолётов против морских целей. На уровне, например, известной книги М. Морозова «Торпедоносцы в бою». Именно в качестве очень хорошего описания боевых действий, а не какого-то сравнения Ил-2 и «Kittyhawk», я бы рекомендовал эту книгу любителям истории войны на море.

 
 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic