chief_179

Categories:

Тендер HMS «Minna»/«Sulina».

  Любая большая война на море, помимо крупных боевых кораблей больших рангов, требует ещё и массы мелких и вспомогательных судов. На плечи этих незаметных тружеников войны ложится огромное количество чёрной работы, но при этом они остаются в безвестности, полностью скрываясь в тени своих более крупных собратьев. Не стала в этом исключением и Крымская война, все участники которой были вынуждены срочно пополнять свои флоты бывшими коммерческими пароходами.

  Даже огромный флот Великобритании встал перед необходимостью пополнить свой состав закупкой мелких пароходов. Всего было приобретено более десятка таких судов, зачисленных в состав флота как тендеры. О двух таких кораблях я уже упоминал в своём блоге: HMS «Danube»  и HMS «Circassian». 

  Сегодня речь пойдёт о HMS «Minna»/«Sulina»», ещё одном таком тендере. Начать рассказ о нём, конечно, надо с того, что с названием этого парохода, в период его короткой службы в британском флоте, есть некоторые непонятки. Дело в том, что в документах периода войны его именуют и как «Sulina» и как «Minna». С чем именно это было связанно не понятно. Например, авторы известного справочника «The Sail and Steam Navy List: All the Ships of the Royal Navy 1815–1889» высказали предположение, что это могли быть было два разных корабля, просто купленных, а затем и проданных в одно и тоже время. Однако, всё же можно уверенно говорить, что «Minna»/«Sulina» это один и тот же пароход.

  Герой сегодняшнего материала был небольшим 170-тонным железным пароходом, который на гражданской службе назывался «Pomona». Размеры: длина 180 фут. (54,9 м), ширина 23 фут. (7м), осадка 9 фут.(2,7 м). Машина мощностью 120 л. с.

  Корабль был приобретён для нужд королевского флота в Константинополе 19. 8. 1854  г., за £ 9500. 

  Тендер всю войну прослужил буксиром и портовым пароходом. Непосредственно в боестолкновениях, подобно, например, вооружённому тендеру «Danube», он участия не принимал. Впрочем, назвать его службу совсем уж не интересной нельзя. «Minna»/«Sulina» участвовал в знаменитой высадке союзных войск в Крыму в сентябре 1854 г. На переходе огромного конвоя к полуострову, корабль служил резервным буксиром, а затем обеспечивал саму высадку. Затем долго работал в Балаклаве, обеспечивая деятельность главного британского порта в Крыму. Интересно, что в одном из распоряжений, касательно этого тендера (относится к марту 1855  г.), говорится, что его нельзя использовать в качестве буксира, так как его главная задача это перевозка войск с берега на транспортные суда и обратно, в том числе и на корабли стоящие за пределом Блаклавской бухты. Засветился он и в Азовском море. Например, тендер принимал участие в нападении на Таганрог. Перед боем он (вместе с тендером «Danube») привёл к городу вооружённые баркасы с британских линейных кораблей, а уже во время самого боя, с принятыми на борт британскими морскими пехотинцами, собранными с разных кораблей, находился в резерве (высадка в город так и не состоялась).

  Подобную вспомогательную мелочь не часто зарисовывают художники, так же не часто они попадают и в объективы фотографов. Однако нашему тендеру повезло, его запечатлел английский художник Освальд Уолтерс Брайерли (Oswald Walters Brierly). На его  рисунке мы видим пароход в Керченском проливе у Еникале. Это июнь 1855 г. и тендер как раз буксирует баркасы с кораблей британского флота.

  «Minna»/«Sulina» благополучно пережил войну и после её окончания был продан 8. 7. 1856 г., там же, где его и купили – в Константинополе. Покупателем стала фирма «Swan Brothers», которая заплатила за корабль £ 2600.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic